Дело не в том, что банк давал рискованные займы, которые, как ему было заранее известно, не будут возвращены, а в том, что, по официальным утверждениям, по крайней мере 30% (возможно, на самом деле гораздо больше) этих кредитов были выданы банком не добровольно, а в результате указаний сверху. Близкий родственник моей жены, который одно время занимался банковским делом в Украине, рассказывал мне о звонках от чиновников, которые приказывали ему выдать такому-то кредит на такую-то сумму, и что если бы он не последовал этому «дружескому совету», ему пришлось бы противостоять не городским властям, а гораздо более высоким инстанциям.
Банк «Украина» издавна имел репутацию одного из двух банков, в какой-то мере контролируемых и защищаемых государством, в результате чего они получали особые привилегии, дающие им фору в конкурентной борьбе. Заметим, что власти не говорят, кто именно (или какие именно предприятия) получали эти кредиты, которые пустили на дно эту когда-то могучую скалу национальной финансовой системы. Быть может, эти люди и их подручные достаточно могущественны, чтобы в случае надобности не дать своим именам выплыть наружу? Использовал ли НБУ этот банк первоначально как канал перегонки общественных фондов в частный карман по своей инициативе или по инициативе кого-то другого в украинском политическом истеблишменте? Учитывая то, какой туман окутывает здесь подобные вопросы, об этом можно только гадать.
Крушение одного из крупнейших банков Украины — повод взглянуть, как регулируется банковская система в других странах.. Это важно, потому что банковские депозиты обеспечивают капитал для выдачи кредитов, необходимых для финансирования развития частного бизнеса, и если люди не доверяют банкам, то их деньги остаются «в чулках», изъятыми из обращения, либо попадают в сферу теневой экономики со всеми «замечательными» последствиями. С 1933 года правительство США дает гарантии на банковские вклады до ста тысяч долларов и налагает ограничения на то, в какой вид бизнеса банки могут делать инвестиции, с тем чтобы минимизировать риск, что ему придется платить за неудачи банка. Когда президент Рейган решил снять ограничения со сберегательно-кредитных ассоциаций, некоторые из этих банков, ориентированных на кредиты на приобретение недвижимости, пустились в рискованные операции, что обошлось налогоплательщикам в миллиарды долларов. Американцы многому научились на этой ошибке. Извлечет ли Украина урок из своей, которая во многом схожа с американской?