Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сияние «Златоверхого Киева»

В храмах нашего города и в зале Национальной филармонии Украины прошел Пятый фестиваль украинской хоровой музыки
5 июля, 2001 - 00:00

Кроме того, на фестивале была представлена программа хоровых антифонов, сольный концерт хора и камерного оркестра Государственной заслуженной капеллы Украины «Трембита» из Львова, выступление хора «Фрески Киева» на концерте камерных хоров и концерт хора «Оранта» из Свято-Троицкого кафедрального собора Луцка.

Творческая жизнь «Златоверхого Киева» неразрывно связана с личностью его инициатора и директора Николая Гобдича — художественного руководителя камерного хора «Киев». Что же его побудило взяться за организацию феста?

— Где-то после четырех лет работы с хором «Киев», имея чудесный исполнительский состав, достаточно концертных программ, ангажемент на Западе, мне показалось, что я смогу достойно представить украинскую культуру в мире. А потом в один момент я понял: то, что я могу сделать — даже не капля в море, это просто ничто по сравнению с огромным пластом нашей хоровой музыки, ведь это единственный музыкальный жанр, который представляет всю нашу культуру, — от средневековья и до современности. Не хочу сказать, что такие города, как Львов или Харьков я считаю культурной провинцией, но все-таки так сложилось, что Киев является своеобразной концентрацией музыкального интеллекта — здесь находятся библиотека рукописей, Музыкальная академия, Союз композиторов, работает большинство ведущих музыковедов; наконец, находится Министерство культуры, которое может финансово поддержать любые мероприятия. Поэтому где, как не здесь, делать такой фестиваль, на котором можно ознакомиться со всем новым, что написано или расшифровано из старых рукописей. Традиционно мы приглашаем гостей — руководителей профессиональных и ведущих студенческих хоров со всей Украины. Выдаем ноты, записываем кассеты, продаем это все за минимальную цену — только окупить использованные материалы, даем возможность пропагандировать современные хоровые произведения во всех регионах. Сейчас, например, хормейстеры разобрали много произведений, присланных на конкурс Псалмов, в том числе и те, которые не попали в финальный тур. Кстати, представлены были произведения на все вкусы — и традиционные, и более модерные, и авангард — каждый мог найти что-то и для души, и для исполнительского уровня своего коллектива. И я точно знаю, что когда вся Украина запоет нашу музыку, хоровые коллективы (которые абсолютно все уезжают за границу, на разные по своему престижу фестивали), как те ласточки, разнесут ее повсюду. Лет через десять такое может произойти. Поэтому этот фестиваль, на котором нет ни одного иностранного коллектива, по своей сущности является международным — и для Украины, и для всего мира.

— Какие сюрпризы готовит следующий «Златоверхий Киев»?

— Мы задумали сделать два композиторских портрета — один старинный и один современный. Это будут попытки, с одной стороны, представить творчество классика ХVIII ст. Максима Березовского, полный объем всего того, что отыскано и расшифровано доныне, с другой — творчество современника Владимира Рунчака. Не нужно искать между ними связи — это абсолютная противоположность музыкальных стилей. Просматривая программки прошлых лет, я еще раз понял необходимость более широкого представления на фесте современной музыки, как это делается во всем мире, например, в Германии или Франции, где к тому же национальная музыка оплачивается и поддерживается. Музыка Рунчака, написанная 10—15 лет тому назад, почти неизвестна, потому что отталкивала сложностью исполнения, но за последние семь- восемь лет многие украинские коллективы вышли на такой уровень профессионализма, что могут исполнять самую сложную музыку. Вообще планы фестиваля расписаны уже на следующие девять-десять лет. Неважно, кто будет его директором — Гобдич или нет, этот фестиваль бесконечен по существу, как бесконечна наша хоровая культура, которую нельзя исчерпать и за десять, и за двадцать лет.

Прощаясь со мной, Николай Николаевич извинился, что не может провести меня до дверей — за день до открытия фестиваля он сломал ногу. Я удивилась — но ведь на концертах он, как всегда, стоя дирижировал своим хором. «Очень хорошо, что не было запланировано сольное выступление, — два отделения я бы, по-видимому, не выдержал, — заметил Гобдич, — а все же и в этой неприятности есть хорошие моменты — моему оргкомитету пришлось делать все без меня, и они замечательно с этим справились. Теперь я вижу, что они могут взять на себя организаторские функции, а я могу заниматься только творческими делами, как это и полагается».

Оксана ЛЕТИЧЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ