Уважаемая редакция!
Как человек, причастный к журналистике и по мере возможностей следящий за нынешним состоянием СМИ в Украине, я задумал провести собственное расследование по проблемам свободы прессы в державе. Для этого я подготовил несколько простых, можно считать, наивных вопросов, интересующих, насколько я знаю, миллионы наших граждан и почему-то не находящих ответа, четкого, краткого и всем понятного, в частности на страницах газет.
Взять хотя бы пресловутые «радикальные реформы» — в чем их суть? В приватизации после 1991 года всего, что «плохо лежало», и если не дешевой распродаже этого, то получении личной прибыли от работы предприятий, зачастую нерентабельных? Что конкретно положительного принесли за эти годы так называемые реформы — в народном хозяйстве, управленческой сфере, в культуре, науке, образовании, медицине? Каким благом, «добробутом» обернутся в ближайшие годы для миллионов людей земельная, пенсионная реформы? Одним словом, нельзя ли в нескольких фразах обозначить — в чем, собственно, состоит «курс радикальных реформ», кроме туманных перспектив построения «светлого будущего»?
И если приватизация — краеугольный камень реформ, то народу, уверен, было бы небезынтересно знать имена лидирующих в этом деле и сравнить нажитое ими состояние со вкладом в общее благосостояние населения Украины.
Также, проходя по улице Банковой в Киеве, я вспоминаю, как здесь размещалось всеохватывающее ЦК КПУ. Но нынче, когда многое находится в частной собственности, а оставшимся ведают министерства и главки, мне не совсем понятно, чем занимаются сотни сотрудников Администрации Президента? Не может ли пресс-секретарь Президента ответить на этот вопрос?
Возникает еще такой «детский» вопрос: если в Киеве и других городах успешно функционируют десятки банков, за исключением прогорающих, то почему столь остро стоит проблема инвестиций из-за рубежа?
Далее. В Киеве многое обновляется, особенно в центре, это радует; строится и жилье, притом отличное. Для кого? Например, мой тесть, инвалид Отечественной войны, состоит на квартирном учете уже свыше 17 лет, и перспективы получения бесплатного жилья, как и в былые времена, весьма туманные. При средней, по статистическим данным, зарплате в Киеве до 400 гривен в месяц, даже гражданин, который в состоянии откладывать ежемесячно 1000 гривен, или порядка 1000 долларов в год, накопит на самую скромную квартиру лишь за пять-шесть лет такой жизни, а на лучшую — лет за 15—20. Кому же в Киеве доступны такие квартиры, каким киевлянам или пришлым?
На изложенные и другие вопросы редакция может получить ответы в соответствующих учреждениях, разумеется, если те согласятся отвечать. Впрочем, отчего бы и нет — ведь никаких государственных или коммерческих тайн, на мой взгляд, я разглашать не требую. И газетной площади для публикации моего послания, вопросов и кратких ответов на них нужно не так уж много. Другое дело — захочет ли редакция в это ввязываться. В этом-то мой тест на свободу прессы в Украине.
Эксперимент может продлиться не один месяц, и технология его такова. Я посылаю вопросы поочередно в редакции известных киевских газет. В течение десяти дней жду отклика — хотя бы телефонного звонка. Молчание означает игнорирование моего материала, и я вправе обратиться в следующую редакцию, и так до тех пор, пока или не найдется газеты по-настоящему независимой и смелой, или вывод о свободе прессы в Украине напрашивается сам собой.
ВОПРОСЫ:
1. Курс реформ — что это такое?
2. За десять лет Украина получила от международных финансовых организаций, насколько известно, порядка 15 миллиардов долларов, во всяком случае не меньше. Каково было «целевое назначение» этих денег? То есть конкретно — на что они были потрачены?
3. Во всех цивилизованных странах периодически публикуются имена крупнейших владельцев или совладельцев концернов, корпораций, банков, СМИ, даже футбольных клубов, а также размеры их состояний. Зачем скрывать имена таких же — пусть не олигархов — наших, украинских? И — чем они владеют — в банковских счетах и недвижимости, на родине и за рубежом?
4. Каков внешний долг Украины в 2001 году за предоставленные кредиты МВФ, Всемирным банком, Парижским клубом, Россией за энергоносители — текущие, с учетом реструктуризации?
5. Сколько сотрудников в Администрации Президента? Чем они занимаются? Какая у них зарплата?
6. В Киеве идет интенсивное жилищное строительство. Какой процент из приобретающих квартиры новоселов составляют пришлые, не коренные киевляне? Какая часть киевлян является владельцами трех и более квартир?
7. В каком году, по расчетам экономистов, средняя пенсия достигнет уровня прожиточного минимума?
ОТ РЕДАКЦИИ
Публикуя письмо и вопросы читателя, считаем необходимым уточнить, что предложенный им тест — не столько на свободу прессы, сколько на желание представителей власти, владеющих соответствующей информацией, отвечать на заданные вопросы. Как, впрочем, и на желание — и возможность — журналистов их задавать.
К сожалению, в последнее время со стороны власти не наблюдается стремления к диалогу с рядовыми гражданами, и отвечать на их вопросы, заданные на страницах печатных изданий, стало «немодным», хотя иногда и бывают исключения. Мы же, считая принцип диалогичности обязательным атрибутом гражданского общества, надеемся, что официальные лица, политики, экономисты, эксперты, многие из которых регулярно читают «День», найдут возможность ответить Григорию Филановскому на страницах нашей газеты.