Создание вместо расколотого Руха единой партии, о необходимости которой так долго говорили национал-демократы, почти осуществилось. Эта перефразировка известного ленинского афоризма так сильно просилась в текст, что таки в него попала. Продолжая аналогию, стоит заметить, что в случае, который имел место осенью 1917-го в Петрограде, результат оказался совсем иным, нежели ожидали. Чего можно ожидать от провозглашения «объединительной» декларации двух Рухов?
В первую очередь появления в действиях руховских политиков большей, чем ранее, капли здравого рассудка. Провозгласить официальное намерение объединиться следовало еще раньше, чтобы не давать предлога для спекуляций политическим оппонентам. Тогда было бы намного легче получить от процесса объединения необходимые результаты. Сейчас же рассматривать общее заявление партий Костенко и Удовенко можно пока только как относительно удачный агитационный шаг. Как свидетельствует руховский опыт, грызться между собой национал- демократам намного удобнее в рамках общей структуры. Как только из Руха вышли самые активные внутренние радикалы — Тарас Чорновил, Елена Бондаренко и Михаил Косив, как процесс сближения с костенковцами стал продвигаться. Ведь кто такие на самом деле «костенковцы», которые сейчас называют себя партией УНР? Это те же самые внутрипартийные оппозиционеры в Рухе, каковыми до недавнего времени были трое вышеназванных нардепов.
Представляете, как будет хорошо, какая ностальгия будет согревать сердца, например, Павла Мовчана и Леся Танюка, когда исчезнет необходимость хранить межпартийную дипломатию и они смогут опять вдосталь спорить как партийные побратимы!
Однако такая перспектива, если верить подготовленной двумя Рухами декларации, будет возможна только после выборов. А пока что бывшие однопартийцы только попробуют пожить временно под общей политической крышей, окончательно не расписываясь. Первое испытание чувств состоится через две недели после костенковского съезда, когда должны быть предварительно согласованы принципы формирования предвыборного блока двух Рухов на выборах всех уровней. Как это будет делаться в условиях, когда официально не разорван блок Руха с ПРП и КУНом? Станут ли костенковцы четвертой стороной этого блока, или общей частью с Рухом, или ПРП вообще объединенный на предвыборный период Рух интересовать не очень-то и будет? Что будет с инициированным «реформами» общественным объединением «Черный Вол», куда перебежчики из Руха в ПРП стремились затянуть своих однопартийцев? Безусловно, по сравнению с объединенным, пусть пока только на словах Рухом, никакие «волы» ничего не стоят.
Кроме провозглашенного намерения о воссоединении с «истинным» Рухом, съезд НРУ будет интересен тем, что будет проходить под невидимой, скорее всего, тенью Виктора Ющенко. Воистину глобальным политическим амбициям последнего Рух, даже объединенный, мало отвечает. Со стартовой площадки мажоритарного округа стратегически мыслящий экс-премьер мечтает взлететь на вершину невиданного до сих пор политического объединения, настолько широкого, что возле его горизонтов просматриваются очертания Плюща, Азарова и многих других симпатичных и не очень фигур. К такому широкому объединению, пусть и не настолько как бы кому-то хотелось, пусть и не во главе с Ющенко, руховцам можно достойно присоединиться только в объединенном виде.
Вот и может получиться ситуация, когда прибудут в широкую коалицию демократических сил объединенные руховцы, а у них паспорт, т.е. документы по Минюсту запросят. А у них нет ничего, кроме декларации, которая, если серьезно, никого ни к чему юридически не обязывает. И скажут им, что вы, оказывается, не расписаны. Тогда ищите другую гостиницу, прошу прощения, предвыборную коалицию.