Премьер-министр Украины Анатолий Кинах предупреждает членов правительства, что будет принимать «очень жесткие меры» в отношении министров и других высокопоставленных должностных лиц в случае попыток лоббирования ими интересов политико-финансовых групп. Об этом он заявил вчера, открывая первое заседание нового правительства, сообщает Интерфакс-Украина.
Кроме того, Анатолий Кинах поставил перед министрами задачи по укреплению сотрудничества с Верховной Радой Украины и «синхронизации» работы с Администрацией Президента. Он обратил внимание на то, что в настоящее время продолжается «очень сложный процесс формирования Кабинета Министров», решается «двуединая задача» — формирование дееспособного, профессионального высшего органа исполнительной власти, «конструктивного, профессионального, государственнического сотрудничества с Верховной Радой». Кинах также отметил, что все договоренности, достигнутые в ходе его консультаций с парламентскими фракциями и группами по этому поводу, будут одним из основных приоритетов в деятельности Кабинета Министров. «Это не было и не будет политической конъюнктурой», — добавил он.
Однако в схему отношений правительство-парламент-Президент еще предстоит «вписаться» институту госсекретарей. О перспективах этого процесса — в комментариях народных депутатов.
Георгий КРЮЧКОВ, КПУ:
— Сама идея введения института госсекретарей имеет право на существование, но способ ее реализации вызывает серьезные размышления и возражения. Фактически вводится такое положение, когда имеем двух руководителей. Такое было в 60-х годах, когда спровоцировали конфликт между местными партийными и хозяйственными органами на предмет, кто старше. Это может повториться и сейчас, и работы уже не будет. Когда у госсекретаря большие полномочия и кадры, и финансовые потоки, и низовые организации, то министру ничего не остается. Конечно, если соберутся разумные люди (такое иногда случается), то результата они достигнут, а если нет?
Александр ЛАВРИНОВИЧ, НРУ:
— Я не знаю, кто увидел в институте госсекретарей второе правительство. Так можно думать, лишь принимая желаемое за действительное. С этой точки зрения можно и институт заместителей министра назвать вторым правительством. Введение этих должностей ни в какой мере Конституции не противоречит, он только изменяет функциональный характер деятельности министерств. При этом этот характер меняется в сторону тех государств, которые имеют многолетние демократические традиции. Важно разделить госслужбу и политические должности. В Украине де-факто политические должности существуют — это должности Президента, народных депутатов и членов Кабинета Министров. Хотя многими государственными деятелями это иногда всерьез не воспринималось. Сегодня этот узел развязан, и министры снова обрели статус государственных деятелей. Ведь эти личности определяют линию поведения целых отраслей и направлений, которые реализуют общенациональные программы развития. Другое дело, что пока их функции законодательно не обеспечены. Но, думается, что парламент эту прореху заделает. Мне кажется, что кривотолки относительно указа пошли, поскольку знакомство с ним многие начинали с комментариев. А в указе четко сказано, что финансами ведает министр, а госсекретарь только представляет финансирование. Хотя, конечно, в документе есть и то, с чем можно спорить. Например, по кадровым вопросам, а также по специфическим министерствам — силовым. Но это и должно учитываться в законотворческом процессе.
Валерий ЧЕРЕП, СДПУ(о):
— Институт госсекретарей существует в разных видах с разными полномочиями фактически во всех странах Европы. На сегодняшний день нужен такой институт, который обеспечивал бы стабильную работу госаппарата. Нужно просто, выписывая функции, избегать появления двоевластия, что непременно приведет к процессу конфронтации. При подготовке положения об институте госсекретарей это будет учтено, будет отлажен механизм взаимоотношений между политическими фигурами и управленцами, и это будет движением по пути реорганизации управления. В указе сказано: положение отработать за два месяца, так что время на отработку правил игры есть. Что касается взаимоотношений министра и госсекретаря, то это должны быть серьезные государственники. Что им делить? Внешняя и внутренняя политика определена в послании Президента Верховной Раде. Эта политика поддержана избирателями на президентских выборах. В русле этого и должен работать министр. А госсекретарь вместе со своим аппаратом должен быть механизмом решения этих вопросов, находить методы для решения конечной цели. Так что задача у министра и госсекретаря одна на двоих, а что касается взаимоотношений, то это уже зависит от конкретных личностей, их профессионализма, их государственного подхода. Разумные люди всегда найдут компромисс. А амбициозных людей надо разводить по своим местам. Тут, я думаю, сработают как Президент, так и премьер-министр.