В этом году организаторы постарались придать форуму особенный, истинно столичный размах. Присутствие фестиваля в городе ощущалось явно и празднично благодаря продуманной рекламе и громким именам участников. Практически все театральные площадки Киева хотя бы единожды приняли у себя фестивальный спектакль. Особенно приятно, что лакуны в программе практически отсутствовали — приехали все, кто был заявлен. Что до собственно программы, то она впечатляла своей объемистой разношерстностью. Здесь было все — от маргиналов-экспериментаторов из американского визион-театра «Локальные бесконечности» до гранда мировой пантомимы, легендарного Марселя Марсо. А между этими двумя крайними точками уместились представления на любой вкус. Традиционно много было комических и фольклорных шоу. Так, японо-украинский проект «Клоунесса Тамила» и швейцарский моноспектакль «Patchwork» выполняли роль некоей разрядки в соседстве с проблемной драматургией. Настоящий парад необычных ритмов и странных ритуалов прошел в исполнении танцевальной труппы фламенко «Morena Amoora», корейского ансамбля «Джонгдонг», группы тибетских монахов «Гьюдмед», танцовщиц из английского Сюррея. И речь шла не столько о мастерстве, сколько об ощущении праздника, которое давали эти спектакли.
Что до мастерства, то здесь, безусловно, безупречный авторитет — Марсель Марсо, чьи два вечера на сцене Киевского театра имени Леси Украинки навсегда останутся в артистической хронике Киева. Будучи уже в весьма пожилом возрасте, мастер из Франции подтвердил свое реноме легко, играючи, — и весь зал, многие в котором о Марсо знали только понаслышке, смог убедиться, что король жив и трон не пустует.
Так или иначе, практически все сколько-нибудь заинтересованные театром киевляне получили свою толику радости. Те, кто до сих пор предан Театру на Таганке, с успехом штурмовали помещение Театра имени Франко, где знаменитые москвичи показывали «Мастера и Маргариту». Интересующиеся экспериментальными изысканиями режиссеров Восточной Европы имели прекрасный выбор между «Бумажными цветами» театра из Бельска-Бяла (Польша), «Лысой певицей» вильнюсского Театра старого города и постановками чешской компании «Суплик» — «Насос» и «Разговор с человеком, которым пренебрегли». Пощекотал нервы политической злободневностью своего «УБН» Львовский театр имени Заньковецкой. Поклонники музыкальных роскошеств также не остались внакладе: два вечера французской оперетты и концерт «Золотые голоса итальянской оперы» прошли на ура.
В целом «Київ травневий» продолжает подтверждать свое намерение быть нарядным, запоминающимся театральным торжеством. Важно то, что и городские власти, и частные меценаты оказывают фестивалю год от года все более весомую поддержку. Все-таки, похоже, отношение к культуре в нашей стране у сильных мира сего начинает меняться в лучшую сторону. И это радует не меньше, чем самые изысканные сценические поиски.