Саммит ГУУАМ, который планировался еще весной, сегодня наконец откроется в Ялте. Подтверждено, во всяком случае, что в его работе примет участие президент Азербайджана Гейдар Алиев — именно со ссылкой на его чрезвычайно загруженный график визитов встреча трижды откладывалась. Загадок и предположений относительно возможностей и невозможностей в ГУУАМ было и будет еще много. Сейчас понятно одно: пять постсоветских стран действительно не против сотрудничать — с тем чтобы хотя бы реализовать то, что не удается сделать в рамках более расплывчатого СНГ, и если это требуется — пойти ради этого на создание новой полноправной международной организации.
Официальная цель саммита — создание организации в составе Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы. Организация, как подчеркивается в столицах всех этих государств, направлена прежде всего на углубление экономического сотрудничества и создание Евразийского транспортного коридора. В свою очередь транспортный коридор, на который «нанизывается» будущее экономическое сотрудничество, имеет выразительный запах нефти, которая будет добываться на каспийских месторождениях и которую желательно транспортировать потребителям Польши и далее на Запад. Что касается каспийской нефти — в последнее время о ней говорится уже не так часто, как когда-то — возможно потому, что уже никого не нужно убеждать в необходимости поисков новых транзитных путей. Правда, эксперты далеко не убеждены, что даже в случае, если Украина до конца года сможет наглядно продемонстрировать свой вклад в виде трубопровода Одесса — Броды — Гданьск и терминала под Одессой (Президент Кучма в Днепропетровске обещал, что строительство этих объектов будет завершено именно до конца года), то и международный капитал этим заинтересуется, и необходимые объемы нефти будут продаваться. Кстати, польские эксперты уже не раз отмечали непрофессионализм украинского подхода к созданию этого пути.
В Ялте планируется подписание Хартии ГУУАМ — т.е. документа о создании и основных целях новой организации, конвенциях ГУУАМ и соглашениях о свободной торговле. Насколько известно, продолжается обсуждение возможности организации таможенного союза. Собственно, идея ГУУАМ родилась уже после зондажа идеи создания таможенного союза между Украиной, Молдовой и Румынией. Идея ни к чему пока не привела, однако эксперты разных стран убеждают, что она не умерла.
Момент, который наконец избран для оформления ГУУАМ, можно было бы считать определенным отставанием — ведь накануне во время саммита СНГ в Минске родилось в качестве организации Евразийское экономическое сообщество, которое в Москве склонны считать адекватным ответом на процессы, идущие на территории СНГ, в том числе — и на создание ГУУАМ. А в Ташкенте — как на очередную «интеграционную» инициативу, которая никому ничего особого не принесет. Однако «евразийские» намерения подкреплены Договором о коллективной безопасности — тогда как ГУУАМ военного сотрудничества не предусматривает. Во всяком случае сегодня.
Не является секретом то, что идея ГУУАМ рождалась в контексте попытки России поставить все процессы на постсоветской территории под свой контроль. Тем более что у Грузии, Азербайджана и Молдовы сохранились свои давние счеты относительно Москвы. Азиатский элемент новой организации — Узбекистан — не имеет ни серьезных противоречий с Россией, ни большого интереса к каспийской нефти и заинтересован, очевидно, именно в свободной торговле при помощи транспортного коридора, который сейчас существует больше на словах. В Баку относятся к ГУУАМ как к региональной организации экономического характера, по словам, сказанным Интерфаксу заведующим международным отделом администрации президента Новрузом Мамедовым.
В последнее время наибольшие сомнения в самом дальнейшем существовании ГУУАМ были связаны с избранием молдавским президентом коммуниста Владимира Воронина. Он, в свою очередь, находясь с визитом в Киеве, заявил, что будет поддерживать участие своей страны в организации, если это не противоречит целям СНГ. Но дополнил позже, что хотел бы пригласить к участию в ГУУАМ и Россию — в качестве наблюдателя. И это уже добавило новых акцентов.
Потом о желании видеть в качестве наблюдателей не только Россию, но и Армению заявляли в окружении грузинского президента Эдуарда Шеварднадзе. Наконец, сам Шеварднадзе в интервью национальному радио, как сообщил Интерфакс, не стал исключать, что в ближайшее время к ГУУАМ могут присоединиться Болгария и Румыния. Это желание в свое время уже высказывали в Киеве. Однако очевидно, что обе страны сейчас — даже при самом большом желании — могут быть не более, чем наблюдателями, поскольку являются кандидатами на вступление в ЕС и, соответственно, вынуждены следовать определенным правилам, которые не поощряют, между прочим, свободной торговли.
Президентам в Ялте будет о чем поговорить. Тем более что будущее ГУУАМ все еще в большой мере туманно. Однако оно, как и создание Евразийского сообщества, зафиксировало простую вещь: СНГ де-факто больше не существует. И потому, когда говорится об экономических интересах, но не о политических, складывается впечатление, что это не является правдой. Другое дело — сегодняшняя Украина еще неспособна быть центром сильного объединения. И потому придется искать компромиссы, которые могут нивелировать даже наилучшую идею.