Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Канализационная угроза

5 июня — Всемирный день охраны окружающей среды
6 июня, 2001 - 00:00

Невеселый стоит над речкой Калюс райцентр Новая Ушица. Наблюдает, как в седой Днестр несет Калюс всяческую нечисть — так называемые отходы жизнедеятельности погруженного в тупик сонного городка. А из Днестра пьет воду старинный Каменец-Подольский, не знает по-настоящему, что день грядущий ему готовит.

Сама же Новая Ушица однажды очнулась. Это тогда, когда в местную больницу пошли нескончаемым потоком больные — дети и взрослые. Все — с одинаковыми жалобами на боль в животе, температуру и т. п. Врачи сделали досадный вывод, что все симптомы значат одно: имеет место острое кишечное заболевание, вызванное какой-то бактерией. И что было характерным и непонятным? Больные представляли дома всех улиц поселка городского типа, где археологи в свое время нашли шлифованые каменные топоры эпохи бронзы (второе тысячелетие до н.э.). Чрезвычайное же приключение постигло райцентр в один из последних дней второго тысячелетия н.э.

«По-видимому, из медучреждения и пошла «гулять» по райцентру та инфекция. Там канализационных сооружений нет. Так куда же деваются удаленные аппендиксы, стоки из кухни и умывальников в больничных корпусах? Если не в подземные, то в поверхностные воды», — говорит Владимир Шмыгованый, начальник облгосуправления экологической безопасности и природных ресурсов.

Владимир Шмыгованый считает, что в речке Калюс уже давно нет ничего, кроме болезнетворных бактерий: «Там концентрация различных солей и металлов в десятки, сотни раз превышает предельно допустимые нормы». Речка пропадает от бытовых и производственных отходов: «В Новой Ушице есть молокозавод. Закрыли — год стоял. Пришел новый владелец, я ему так и сказал: были деньги, чтобы завод купить, так нужно еще потратиться на канализационное сооружение для предприятия. Вроде бы уже заказал проектную документацию...»

По мнению начальника облгосуправления, «наиболее острая экологическая проблема состоит в том, что в десяти райцентрах — каждом втором в крае, нет канализационных сооружений». Коммунальные, производственные стоки отравляют реки, на которых стоят Старая Синева, Летичев, Теофиполь, Ярмолинцы, Деражня... Будто на пороховых бочках, «сидят» эти райцентры: «Никто не знает, какая бактерия и когда может повлечь за собой вспышку инфекционной болезни в том или ином городке».

Владимир Шмыгованый уже ничего не говорит о поселках городского типа, которым не выпало быть райцентрами: «Где-то в Вовковинцах, Антонинах или в Вийтивцах никакими планами не предусмотрены даже примитивные очистительные объекты». Поскольку, мол, в штатных единицах административно-территориального деления ждут да не дождутся денег для проектирования и строительства канализационных сооружений: «Бюджетами всех уровней предусмотрено где-то до четырех миллионов гривен на все коммунальные потребности и природоохранные мероприятия в области». А той-то Новой Ушице нужен «бедный» миллион, чтобы построить канализационные сооружения. Где же возьмет? Когда? «Уверен, что мне лично даже проекта не придется собственными глазами увидеть», — полный сил Владимир Шмыгованый обвит такой же безнадежностью, как Новая Ушица или Ярмолинцы.

Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ