За свою многолетнюю историю фестиваль, ежегодно проводимый Киевской организацией Союза композиторов Украины, сформировал свои традиции и свою слушательскую аудиторию. На сей раз в 25-ти концертных программах были представлены произведения не только современных украинских композиторов, но и сочинения зарубежных авторов, некоторые из них были написаны специально для фестиваля. Гостями и участниками концертов были польские композиторы М. Стаховский, З. Буярский, А. Никодемович, авторы и исполнители из Швеции, Австрии, Великобритании, Канады, Черногории. Фестиваль проходил при спонсорской поддержке швейцарского фонда «Про Гельвеция» Посольств Австрии и Швеции в Украине, Польского института в Украине.
Среди музыкальных коллективов, принимавших участие в фестивале, высокий уровень профессионализма и артистизма интерпретации современной музыки продемонстрировали, впрочем как и всегда, камерные ансамбли «ARCHI» (руководитель И. Андриевский), «Киевские солисты» (Б. Которович), «Киевская камерата» (В. Матюхин), Национальный академический симфонический оркестр Украины (дирижеры — В. Сиренко и В. Плоскина), симфонический оркестр Национальной радиокомпании (В. Блинов и В. Рунчак). Традиционно одной из наиболее ярких страниц «Премьер» были концерты хоровой музыки. И это понятно: возросший в последнее десятилетие интерес к духовной тематике в искусстве, так же как и интерес к христианскому, в том числе и церковному православному наследию, дал толчок к возникновению целого ряда новых оригинальных произведений, сочетающих дань традициям культового хорового пения с влиянием широкого спектра современных интонаций — романтических, импрессионистических, экспрессионистических и даже джазовых. В этом году новая духовная музыка была представлена в сольных выступлениях Муниципального хора «Хрещатик», камерного хора «Gloria» из Львова и хора студентов Национального педагогического университета им. Драгоманова.
Камерный хор «Хрещатик» впервые заявил о себе как о ярком творческом коллективе в 1994 году. В последние годы не только укрепил это впечатление, но и продемонстрировал серьезный профессиональный рост, связанный, несомненно, с талантом и волей его неизменного руководителя Ларисы Бухонской. Несмотря на то, что Лариса Владимировна в период подготовки к концерту была не в лучшей физической форме, и даже дирижировала сидя, на выступлении в церкви Николая Притиска хор качественно исполнил обширную и разнообразную программу, которая была сознательно скомпонована как перекличка современных произведений украинских авторов и классических духовных произведений Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Александра Архангельского, Павла Чеснокова.
Открылся концерт созерцательно-медитативным хоровым вокализом Михаила Шуха «Тихая молитва». Композитор в своем творчестве нередко обращается к духовной тематике, тяготея к философскому обобщению религиозной культуры различных народов. Следующее за ним произведение Владимира Губы Псалом № 130 («З глибин я взиваю до тебе») показало близость автора традициям украинского барочного хорового концерта. Выразительность движения хорового многоголосия и колористические блики современных гармоний, использованных в финале произведения, оттенило величественно-статичное звучание песнопения «Вскую мя» Александра Архангельского, композитора, жившего на рубеже XIX — XX веков. Сочетанием сдержанного благородства и нежной напевности, наполненной сердечной теплотой, покорило слушателей звучание Псалма № 67 «Нехай Бог помилує нас» Богданы Фильц. Сочинение же Юрия Ищенко «Отче наш» отличалось остротой гармонического языка, которая в сочетании с каноническим текстом обращения ко Всевышнему вскрывала драматизм авторского мироощущения. Интересен был и представленный цикл «Три молитвы на канонические тексты» харьковского композитора Ларисы Донник. Три произведения словно образовали единую линию смыслового развития от колоритных импрессионистических гармоний сквозь сумрачную пастораль к величественному, масштабному звучанию финала, которое нашло естественный отголосок в исполнении следующего концертного номера — части из «Литургии» П. Чайковского. В заключение концерта были исполнены произведения, по выражению дирижера, «младшей» генерации композиторов — Виктора Степурко «Господня земля» и Алексея Скрипника «Алилуя». В своих сочинениях авторы далеко отошли от канонической мелодики, создав свои оригинальные величальные песнопения, наполненные радостной искренностью. Таким образом, концерт хора «Хрещатик» продемонстрировал широкую палитру сочинений украинских авторов, сочетающих глубокое понимание православной культовой традиции и раскрепощенность музыкального самовыражения в едином стремлении к осязанию духовной истины.
Событием для любителей хоровой музыки стало выступление на фестивале хора «Gloria» из Львова (руководитель Владимир Сивохип). Два концерта, которые дал хор в костеле Святого Александра и в зале Национальной филармонии, были интересны прежде всего своей необычной программой, которая включала в себя большей частью неизвестные для киевлян сочинения. Большое впечатление произвела презентация двух произведений польского композитора Анджея Никодемовича: кантаты «О як тужиш, Мати» и «Hymnus pro peccatus» («Жаль за гріхи»). Оба произведения этого известного в Польше и Европе автора, профессора Люблинского католического университета, посвящены страданиям Крестного Пути. В программах коллектива также прозвучали духовные произведения известных украинских авторов Игоря Щербакова «Богородице Діво, радуйся» Анны Гаврилец «Херувимская», Мирослава Стельмащука и Богдана Сегина. Среди особенностей исполнительского стиля хора «Gloria» хочется отметить яркую эмоциональность, артистизм, разнообразие тембровых красок звучания при исполнении произведений различных национальных вокальных школ — польской, украинской и прибалтийской. Последняя была представлена сочинениями Арво Пярта «Богородице Дево» и «Молитва после Канона», которые блестяще прозвучали в исполнении хора. Меньший успех сопутствовал исполнению «Berlines messe» того же автора, возможно, причиной этому послужил полупустой зал Филармонии на втором выступлении хора, что совпало с празднованием Дня Киева. На этом же концерте большое впечатление произвело исполнение Камерной симфонии № 5 Виталия Губаренко для скрипки и хора без сопровождения (солист — Павел Довгань). Действительно, наследие этого композитора, ставшее уже классикой музыки ХХ века, возможно, только раскрывается для украинских исполнителей.
В рамках фестиваля состоялась и премьера сочинения Валерия Кикты «Литургия Св. Иоанна Златоустого» в исполнении хора студентов Национального педагогического университета (руководитель Павел Ковалик), впрочем, оставившего аудиторию достаточно равнодушной. Конечно же, заслуживает уважения обращение автора к духовной тематике и развитие им национальных певческих традиций, но для слушателей многократно искушенных фестивальными сюрпризами, возможно, яркость воплощения не была адекватна масштабности композиторского замысла.
Итак, «Премьеры сезона» вновь дали широкую картину современного композиторского хорового творчества в Украине в европейском культурном контексте. Современную музыку многие считают элитарным искусством, достаточно сложным для восприятия. Возможно, она и сложна, но в то же время — глубже и объективнее «слова явленного», так как апеллирует не к логическому пониманию человека, но к его духовной сущности.
МНЕНИЕ УЧАСТНИКА
Александр ЛЕВКОВИЧ: «Я рад вплести свою ноту в украинскую музыку»
Среди участников нынешних «Премьер» был известный композитор, который жил и работал в Украине, музыка которого в 70-е годы звучала и всегда заинтересовывала — Александр Левкович. Уже более 10 лет он представляет не Украину, а Канаду.
Всемирная премьера его произведения «Элегія смутку» для чтения (О. Вертинский), скрипки (Б. Пивненко), фортепьяно (Д. Таванец) и камерного оркестра («Київська камерата» под руководством В. Матюхина) вновь вызвала пристальное внимание зала. Стихотворения И. Бродского и В. Набокова, которые вплетены в симфоническую структуру произведения, и музыка — то сдержанно-драматическая, то откровенно трагичная и печально-щемящая — не оставили никого равнодушным.
— Александр, как возникло это произведение?
— История настолько же интересная, насколько и грустная. В 1983 году я оказался в Торонто, как эмигрант. Живи, как хочешь — и я начал работать на фабрике. Чужой язык, чужая страна, все чужое, не было с кем даже поговорить. Это был худший год моей жизни: абсолютно все развалилось в ней — я потерял Родину, семью. Меня спасла поэзия — В. Набокова и И. Бродского. Она и стала основой этого произведения. Эмигранты живут прошлым, и когда ты пересек границу, то навсегда остался в своем прошлом.
— То, что мы называем ностальгией...
— Нет, это очень пафосное слово. Когда я приезжаю в город моей юности — Киев — у меня возникает такое ощущение, что я попал в свой вчерашний день. Хотя, это уже другой день, другие люди, другие события, Киев стал еще более красивым, но это происходило уже без меня — этого я не пережил.
— Что сегодня тебя побуждает к творчеству — ситуация, культурная среда?
— Для меня культурная среда — книги, компакт-диски. Это мои друзья. Я очень люблю Сильвестрова и его музыку. Он для меня как образец, родной по духу и творчеству человек — бескомпромиссный во всем.
— Ты почувствовал на концерте какие-то различия украинской концертной аудитории и канадской?
— Бесспорно. Там слушатели совсем другие. Например, исполняется симфония Сильвестрова. Меня удивляет, что слушатели во время такой музыки перелистывают программки, читают рекламные объявления. В Киеве люди слушают — спокойно, сосредоточенно.
— Но у нас сегодня большинство предпочитает эстрадную музыку.
— Так происходит во всем мире. И это нормальное явление. Я припоминаю наши времена: мы были в восторге от «Битлз», «Ди пепл», «Пинк флойд». Другое дело, мои первые впечатления от современной украинской эстрадной музыки — такая масса элементарных, примитивных, стандартных песен и по музыке, и по текстам ( их нельзя определить как поэзию), что в них можно заблудиться. И это надо молодежи? Ведь в Украине есть фантастически талантливые молодые люди. Нужно только дать им возможность проявить свои таланты.
Галина КОНЬКОВА, кандидат искусствоведения