Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«МЫ КОРМИМСЯ С АСФАЛЬТА»

Так говорят о себе таможенники и международные автоперевозчики. <BR>«Разница в меню» покрывается репутацией государства
25 мая, 2001 - 00:00

Попытки Украины стать солидной транзитной страной, используя выгодное географическое положение, все чаще упираются в сравнительно неблагоприятный таможенный режим. При чем иногда проблема заключается не в ставках налогов и пошлин, а в мелочах. Таких, например, как стоимость банальных таможенных бланков.

На последнем заседании экономического комитета правительства во вторник был рассмотрен спор Гостаможни и Госкомпредпринимательства по поводу стоимости таможенных деклараций для международных перевозчиков. По словами главы комитета, первого вице-премьера Юрия Еханурова, а результате жарких дискуссий, «которых давно уже не было на совещаниях», решение было принято в пользу таможни: за получение обычного бланка декларации международные перевозчики будут вынуждены платить по 30 долларов за каждый автомобиль.

По мнению начальника юридического отдела Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Юрия Кучинского, это решение приведет к дальнейшему сокращению транзитных перевозок по территории Украины. «Особенно это касается солидных иностранных компаний, которые везут сборные грузы большим количеством автомобилей. Будут везти через Беларусь»,— считает специалист АСМАП.

История спора двух правительственных комитетов началась с приказа Гостаможни от 10 ноября прошлого года, которым международные перевозчики обязывались платить за «полную» декларацию для каждого автомобиля отдельно. Ранее, если груз перевозился несколькими машинами, стоимость бланка декларации МД-2 для первой из них составляла 30 долларов, для всех остальных декларация оформлялась на дополнительных бланках — по 15 долларов каждый. После же подписания нового приказа стоимость обычных бланков для компаний использующих для перевозки груза например 10 грузовиков (что является вполне обычным делом) возросла более чем в четыре раза!

Потому неудивительно, что объем заказов для украинских компаний-перевозчиков резко упал. Платить по 400—600 долларов за обычные бланковые листы — это показалось расточительным даже крупным иностранным заказчикам. После нескольких жалоб от транспортных компаний расследование по этому делу провел Комитет по развитию предпринимательства. Его председатель, Александра Кужель, в официальном письме предложила Гостаможне снизить тарифы. В противном случае Комитет пообещал воспользоваться своим правом приостанавливать действие приказов госорганов, если они препятствуют развитию предпринимательства. «Тарифы не должны отбивать у бизнеса желания работать в Украине», — заявила Александра Кужель.

Но таможенники не растерялись, и подали на Госкомпредпринимательства встречную жалобу, которая и была рассмотрена на заседании экономического комитета Кабинета Министров во вторник. Главным аргументом председателя Гостаможни Юрия Соловкова стали участившиеся факты невозврата отдельных автомобилей, которые выезжали в составе единой автоколонны.

«Отставшие» автомобили имели только так называемую дополнительную декларацию, что запрещено, поскольку грузовик, двигающийся вне колонны, считается отдельным перевозчиком. Таможенники подозревают, что перевозчики специально объединяются в колонны с целью сэкономить.

Впрочем, решение конфликта в пользу Гостаможни вряд ли будет кому-то выгодным. «Мы собирали таможенных брокеров и объясняли им, что они кормятся с асфальта. А значит, если транзит через границу пропадет, то голодать будут все», — говорит эксперт АСМАП Юрий Кучинский. По прогнозу Ассоциации, падение объемов международных автоперевозок в этом году может ускориться, поскольку соседние страны имеют более привлекательные условия для транзита.

Пока правительственный комитет вел «жаркую дискуссию», в ситуацию вчера вмешался Президент. Он поручил правительству разработать и внести на рассмотрение главы государства поправки к законодательству в отношении отмены местного сбора за проезд транспортных средств по территории пограничных областей. Президент предлагает разработать законопроект о внесении изменений в декрет Кабинета Министров «О местных налогах и сборах» и Закон «О местном самоуправлении в Украине», сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на пресс-службу главы государства. Правительство также обязано вместе с профильными комитетами Верховной Рады ускорить доработку законопроекта «О введении единого сбора, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины». В общем, шанс на поддержание транзитной репутации государства еще есть.

Сергей СЫРОВАТКА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ