И это — истинная правда. Свой опыт энтузиаст В.Лищук распространил на самых маленьких воспитанников детского сада № 6 «Зоренька», в который ходит и его Карина. Воспитательница ясельный группы (от 1,5 до 3 лет) Галина Дащук заверила, что все 26 ее самых младших воспитанников уже читают, «хотя и по-разному. Есть, конечно, такие детки, которые быстрее других читают. Каринка же непревзойденная, свободно читает».
ЕСЛИ НЕ МЕТОДИКА, ТО ХОТЯ БЫ ИДЕЯ
Галина Дащук «передает» детей Галине Сокирченко, у которой группа детей в возрасте от трех до четырех лет. Г.Сокирченко говорит, что ей остается уже только совершенствовать то, «чему научила Галина Ивановна».
Таким образом, подопечные обеих воспитательниц продемонстрировали, что они и вправду уже читают не хуже, чем кто-то в первом или втором классе. Образно говоря, идея Карининого дедушки живет и побеждает в отдельно взятой «Зореньке». Две Галины — Дащук и Сокирченко, приветствовали начинания Василия Лищука. Однако в ходе работы были вынуждены обратиться и к трудам других энтузиастов и ученых. «Дело в том, что методика Василия Саввича Лищука более индивидуальная, так сказать, семейная. Нам посчастливилось найти книжки отечественных, американских педагогов и психологов. Оказалось, что в мире уже давно так работают с маленькими детьми. Разделяем из мнение: после трех уже поздно», — рассказывает Галина Сокирченко, а Галина Дащук ее во всем поддерживает.
Ученые уже давно доказали, что раннее интеллектуальное развитие ребенка имеет определенные преимущества. «Должны с самого раннего детства давать детям радость познания мира», — убежден В.Лищук. Между прочим, ссылается на древнеримского философа Квивтилиана Марка Фабия, который, «предлагая учить детей ранее семилетнего возраста, предостерегал, что не следует игнорировать пользу, какой бы она ни была.» В.Лищук продолжает: «Фабий же предлагал давать маленьким детям вместо игрушек буквы или что- нибудь другое, чем бы они могли играть с удовольствием».
Рассказывает о своей, выстраданной в одиночку методике раннего обучения и воспитания. О сути этой методики он, Василий Саввич, рассказывает и в двух своих брошюрах — «С молоком матери» и «Читать раньше, чем говорить». В этих брошюрах — отзывы об усилиях новатора с периферии от самых уважаемых в стране ученых, организаторов образования. Они единодушны: этот опыт требует внимания и всяческого распространения.
И Василий Лищук, похоже, находит понимание и поддержку со стороны местной власти в отношении своего замысла. Начальник отдела образования райгосадминистрации Феликс Слободян согласился: «Дело хорошее, нужное. Следует готовить детей к школе не только с пятилетнего возраста. Организовали Лищуку встречу с директорами сельских школ. К сожалению, они не восприняли то, о чем говорил Василий Саввич. «Он не опирается на научную основу. Чувствуется, что ему недостает знаний детской педагогики, психологии. Где программа? Где ответ на вопрос — с чего начать, что дальше делать? Нет. Нужна же какая-то последовательность в обучении...»
ЕСЛИ ОЧЕНЬ ХОЧЕШЬ, ТО ПЕРЕСКОЧИШЬ
Начальник отдела образования считает, что сотрудничество В.Лищука с учеными дало бы определенные плоды. Но где же они, ученые, в Староконстантинове?! Здесь — только азартные любители и практики. Однако в райцентре воодушевленные воспитательницы детского сада № 6 «Зоренька» взяли от Лищука элементы методики, а главное — замысел. «И радуемся, что деточки растут-подрастают умными и любознательными. У них в раннем возрасте чудесная здоровая память», — делится своими впечатлениями и настроениями воспитательница Галина Сокирченко.
Мол, если хочешь, то перескочишь. Хотя свою скромную зарплату воспитательницы еще за март не получили. А уже май. Энтузиастки, которых, к сожалению, мало. Сельские дети частенько не только таких, но и никаких воспитательниц не имеют. В районе 96 сел, но, как заявил Феликс Слободян, только в каждом третьем есть детсад. Что с того, когда восемь из тех, что имеются, — на амбарных замках. По одной причине: нет средств на содержание. Поэтому местная власть, идя навстречу настойчивым просьбам Василия Саввича Лищука, решила похлопотать о поколении, которое подрастает в селах. Председатель райсовета Владимир Товстыга пригласил в Староконстантинов сельских руководителей, напомнил им о том, что «все лучшее — детям», и о том, что «дети — наше будущее».
А где-то в Пеньках или в Чернятине, Ореховке, как говорилось в ходе той же встречи, «будущее», словно трава при дороге. Пока родители заняты в поисках хлеба насущного, никто с ним, «будущим», не занимается. Агроном по специальности, Василий Лищук, как знаток дела, прибегает к своим аналогиям — вспоминает о земле из-под стога. Говорит, долго приходится перепахивать тот участок, чтобы забыть, что «там стог стоял».
ВОСПОМИНАНИЕ ОБ ИЗБЕ-ЧИТАЛЬНЕ
Хороший, душевный тогда разговор в Староконстантинове состоялся. С деловым выводом: нужно, чтобы в штатном расписании каждого сельского совета появилась должность социального педагога. По замыслу, Василий Лищук будет работать с ними, социальными педагогами, а они — с детьми, которым «от двух до пяти». С тех пор, как было озвучено на весь район это постановление, много воды утекло в речке Случ, на берегах которой стоит Староконстантинов. Где же она, новая штатная единица органа местного самоуправления?
Бухгалтер Великочернятинского сельского совета Лариса Мельничук сообщила: «В бюджете-2001 этот расход не предусмотрен». Директор Великочернятинской общеобразовательной школы Анатолий Франко говорит, что порог первого класса в сентябре переступят четырнадцать мальчиков и девочек, а дальше будет все меньше и меньше школяриков. А на территории сельсовета более семи сотен дворов.
«С начала года выдали четыре свидетельства о рождении и девятнадцать — о смерти», — тихо сообщила о будущем ученического контингента бухгалтер сельсовета Лариса Мельничук. Подчиненная этому сельсовету Ореховка, по словам бухгалтера, «в этом году даст школе двух первоклассников, а на следующий — одного».
Около школы в Великом Чернятине — здание детского сада, заросшее травой. Из окон этого здания выглянули четыре сморщенных, как старые шампиньоны, лица. Работница Зинаида Рымар, которая сама вышла с косой во двор, пролила свет на эту, казалось бы, невероятную ситуацию: «В доме для престарелых еще зимой произошла авария. Так их сюда переселили, поскольку детский сад уже давно закрыли. Так теперь здесь и доживают свой век три бабушки и один дед». Она же, Зинаида Рымар, за ними ухаживает. Что же касается будущего, то у нее такое мнение: «Пусть бы лучше выдали положенную помощь семьям с детьми. У моей сестры двое внуков — шести и трех лет, так не отдают им по восемь тех гривен. Было бы хоть на хлеб...»
Вот такое оно, «светлое будущее»: не до хлеба духовного, когда насущного не хватает. Вот и сей умное, доброе и вечное на этой земле, что из-под стога. Да где же они, сеятели?
Директор школы Анатолий Франко — о своем: «Для детей, которых в школу принимаем, тестирование делаем. Тесты эти рассчитаны на тех, что в детский сад ходили». Соглашается: «После трех уже поздно. А после шести — бесповоротно потеряно». Из всех прошлогодних выпускников школы только один продолжил обучение в среднем специальном заведении. И стал гордостью педколлектива и объектом зависти для всего Великого Чернятина и других подчиненных сельсовету населенных пунктов.
О том, как происходит процесс обучения и воспитания в семье, директор так говорит: «Не ходил ученик в школу дней двенадцать. Принес справку родного отца: не пускал на уроки, потому что сажали на огороде картофель. Потом будут косить траву на сено для скота».
На фоне «Зореньки» в Староконстантинове, где экспериментирует Василий Лищук, в Великом Чернятине — словно где-то в темном лесу. Но в Пашковцах, что к райцентру ближе, когда-то был детский сад. На кухне этого давно закрытого дошкольного заведения теперь варят кашу для участников полевых работ. Здесь — группа женщин. Одна — с маленькой девочкой по имени Юля: «Не на кого дома оставить, то таскаю везде за собой». Ее подруга: «А мой муж — на бирже. Безработный. Есть кому дома сидеть». Не радуется, понятно, что так сложилось: «Потому что у него не такое настроение, как у Лищука, чтобы учить читать и писать». Кстати, и ее муж — по специальности агроном. Такая пора настала, что и специалисты народного хозяйства среди безработных оказались.
Пашковецкий сельский голова Николай Шевчук вспоминает те времена, когда детский сад был на балансе колхоза. Теперь нет колхоза, так нет и баланса. Учредители агроформирований нового типа, извините, кое-где видели социальную сферу. Какие, мол, с нее дивиденды?.. А финансы сельсовета поют романсы. По статистике райотдела образования, такую же, опять извините, песню исполняют во всех сельсоветах: из 1745 детей, которым от трех до шести лет в нашем районе, 445 охвачены общественным воспитанием. Не возражают по поводу предположения, что цифра 445 несколько преувеличена.
«Избы-читальни организовали бы в селах, что ли?» — версия о возможности помочь бедствию воспитательницы детсада «Зоренька» Галины Сокирченко. «Поддержали новатора на свои грешные головы», — не нравится интерес корреспондента «Дня» к процессу сева умного, доброго и вечного начальнику отдела образования райгосадминистрации Феликсу Слободяну. Мол, не было бы Лищука со стремлением учить читать раньше, чем говорить, то не было бы и вопросов по поводу того, как живется подрастающему поколению в наших селах. Возможно. Однако в других районах, к сожалению, не лучше. А то и хуже. Хотя бы потому, что там нет ни «Зореньки» в райцентре, ни Лищука, который доказывает, что «в каждом взрослом убит Моцарт»...