Вот и утихла шумиха с отставкой Кабинета Министров. Верховная Рада осталась один на один с проблемами дальнейшего реформирования системы власти и экономики. Политические силы сгруппировались в три лагеря, и теперь можно спокойно осмотреться.
Влиятельнейшей силой была и остается фракция коммунистов. Если оглянуться назад, в прошлую избирательную кампанию, они многое обещали людям. И повышение благосостояния, и непримиримую борьбу с врагами народа, и многое другое, включая бесплатную медицину и систему образования. Кредит доверия у них был не меньше, чем у Кабинета Виктора Ющенко. Их заверениям в очередной раз поверили люди. Левое большинство в Верховной Раде состоялось, и на протяжении двух лет оно серьезно влияло на политику государства. Руководство парламента, комитетов и комиссий отражало расстановку сил. Чем это закончилось, все помнят. Результат был нулевой. Уровень жизни граждан продолжал падать, производство умирало.
После перевыборов Президента стало очевидно, что дальше так продолжаться не может. Объединившись, не-левые сформировали в Верховной Раде правоцентристское большинство, утвердили нового премьера и его программу. Кстати сказать, бывший спикер Ткаченко боролся за свое место под солнцем по-настоящему, не то, что Виктор Ющенко. Но главное в том, что и тогда, и сейчас во всех бедах народа коммунисты традиционно обвиняют нерадивых реформаторов во главе с Президентом. При этом они «поют» свой традиционный «гимн», а именно, мы молодцы, мы столько всего сделали хорошего, мы за народ, мы последовательны и справедливы, поэтому честно голосовали против программы и так же честно — против Кабинета. Не правда ли, знакомый мотив? Его, в точности до мелочей, исполнил отправленный в отставку премьер-министр. Он тоже молодец и все делал правильно. Это совпадение текста радует. Потому что отражает истинную суть имитации реформаторского процесса, которая в том и заключается, чтобы вовремя проголосовать «против». Тогда как, реальные реформы требуют, чтобы любое голосование «против» было аргументировано и содержало в себе конструктивное предложение «за».
Давайте вспомним, в каких вопросах коммунисты выступают «за».
1. Они за возрождение Союза. Для КПУ — это стратегическая задача номер один, которая никак не связана с ростом благосостояния граждан, с мизерными пенсиями, с бесплатной медициной, возвратами вкладов и прочими обещаниями, щедро розданными накануне прежних выборов. Они как-то не замечают, что реализация этой идеи не просто дорого будет стоить Украине, а всерьез может привести к гражданской войне, к конфронтации Запада и Востока страны. Декларируя ее, коммунисты замалчивают тот факт, что решение подобной задачи потребует проведения референдума и изменения Конституции. На это могут уйти годы. А как же права граждан, экономика? Или это потом, когда объединимся, согласуем наши законодательства, введем единую денежную систему, поменяем паспорта, объединим армии, милицию и силовые структуры? Если нет, то хотелось бы понять, как представляют себе коммунисты этот будущий Союз? В выступлениях лидеров КПУ — ответа на этот вопрос нет. Есть абстрактное — надо идти, там решение всех проблем, там светлое цветущее завтра. Гарантий, что цвести оно будет цветами, а не плесенью, они не дают.
2. Второе базисное требование коммунистов — это переход к плановой экономике. А у нас какая экономика? Разве Верховная Рада не принимала бюджеты, разработанные Кабинетом по образу и подобию плановой системы хозяйствования? Принимала. Правда, в Украине перестали планировать количество съедаемой колбасы и хлеба. Ну что же, давайте запланируем снова. Только как быть с теми, у кого денег не хватит на запланированную норму, — бесплатно будем раздавать?
Что именно хотят планировать коммунисты, производство обуви, которую никто не хочет носить, телефонов эпохи барачного дизайна, холодильников, расходующих энергии втрое больше, чем зарубежные аналоги? Можно конечно все это заложить в план и поставить людей в безвыходное положение, заставляя все это покупать. Но, кому это нужно?
В итоге, абстрактные лозунги и, так называемая, принципиальная позиция «против» рыночных реформ, всего лишь гримирует полное отсутствие конструктивной программы «за».
Это не случайно, потому что Коммунистическая партия шла в Верховную Раду бороться против капитализма, а не создавать условия для прогрессивного и эффективного развития экономики. Вот и борется по любому поводу. Одна надежда на то, что посмотрев в сторону своих собратьев на постсоветском пространстве, они займут конструктивную позицию, и при формировании нового Кабинета взвешенно подойдут к рассмотрению новой программы действий.
А что же другие участники политического рынка? Справа — те патриоты, которые все время провозглашали себя основными поборниками демократии. Пришла пора и их поздравить... Нетерпимость к оппонентам, авантюризм в действиях, истерия, отсутствие политической культуры, стремление к вождизму — вот их достижения. Они теряют авторитет и политическое влияние. Следующим их шагом может стать саботаж законотворческого процесса в парламенте. Во всяком случае, не исключено, что они начнут делать то же, что делали коммунисты последние четыре года, т.е. будут голосовать против любых предложений, способных реально изменить политическую и экономическую ситуацию в лучшую сторону. Эпопея с формированием нового Кабинета покажет, какова будет стратегия и тактика «новой оппозиции» на ближайшие месяцы.
Ну а что же право-центристский блок? С одной стороны, его представители чувствуют себя победителями. А с другой, эта победа может превратиться в поражение. Впереди выборы, где они заведомо будут конкурировать друг с другом. Положение в экономике крайне тяжелое. Вряд ли во второй раз зима порадует теплом. Большинство в Верховной Раде приказало долго жить. Конечно, можно все «передать» в руки левым и отсидеться до марта, критикой зарабатывая голоса избирателей. Такая стратегия вполне оправдана с точки зрения расстановки сил в Верховной Раде. Но, как не хочется верить в такой сценарий. Ведь что-то же объединило этих людей. Неужели только сиюминутные материально-финансовые интересы? Ответ на этот вопрос мы получим уже в ближайшее время, при формировании нового Кабинета и утверждении его программы действий.
Очевидно, что политическая жизнь страны переходит в качественно новую фазу развития. Она характерна тем, что группирование политических сил в Верховной Раде происходит не на основе идеологических догм, а на фундаменте политических интересов, которые хочет и может реализовать та или иная сила. А легализация интересов — значимый процесс, который требует пристального внимания, потому что от того, какими именно будут эти интересы, насколько они будут совпадать с запросами общества, будет зависеть будущее государства.