На этой неделе исполняется два года со времени пуска в эксплуатацию железнодорожно-паромного комплекса Ильичевск— Поти, как бы воссоздавшего прерванную традицию Великого шелкового пути из Азии в Европу. В результате обеспечивается бесперевалочная доставка грузов железнодорожным транспортом между Европой, европейской частью СНГ и Закавказьем, в обход регионов политической нестабильности и вооруженных конфликтов.
28 апреля 1999 года в грузинском городе Супса был также открыт нефтетерминал, выводивший на рынки Европы так называемую раннюю азербайджанскую нефть. Значимость этих событий, вводивших в действие Евроазиатские транспортные коридоры., подчеркивалась присутствием президентов Украины, Грузии и Азербайджана — стран, составлявших костяк организации ГУУАМ (в нее входит также Узбекистан и Молдова). Таким образом, это политико-экономическое объединение как бы материализовалось, тогда как ранее оно держалось лишь на намерениях и декларациях. Оседлав ВШП, государства ГУУАМ становились реальным фактором геополитики. Они могли рассчитывать как на содействие США, заинтересованных в расширении своего присутствия в этом огромном регионе, так и на «косые взгляды» России, имеющей альтернативные варианты транспортных потоков (транспортный коридор «Север— Юг», являющийся, по оценкам специалистов, конкурентом ВШП).
На пароме «Герои Плевны», неспешно шедшем из Ильичевска в Поти, госполитикой, естественно, и не пахло. Украинский металл, немецкие путеукладчики, пустые возвратные цистерны из-под нефтепродуктов, европейские автомобили, грузинские автофуры, обменявшие где-то в Украине цитрусовые на лук. Заполнены и все 70 пассажирских мест (каюты на судне недавно были модернизированы за средства Евросоюза, учредившего в поддержку Евроазиатского транспортного коридора программу «ТРАСЕКА»). Кстати, среди пассажиров оказалась молодая пара — грузин и украинка — только что обвенчавшаяся в Киевском Владимирском соборе и теперь совершающая свадебное путешествие в Грузию. Молодые откровенно счастливы. А вот водитель из Грузии, у которого из-за задержки на таможне пропал скоропортящийся груз, обескуражен. Обнаружились аналогичные претензии и к грузинской стороне. Волокита на таможнях при оформлении грузов, а также нестыковка таможенного законодательства различных стран стала ощутимым препятствием для Шелкового пути.
Государственный министр Грузии Георгий Арсенишвили в беседе с украинскими журналистами пообещал сделать все возможное, чтобы устранить эти преграды, ускорив таким образом товарооборот между нашими странами. По его словам, «Украина является восходящей звездой Европы», и Грузия стремится гармонизировать налоговое законодательство двух стран. Г. Арсенишвили считает, что это удается: «Путь между Украиной и Грузией полностью расчищен». По данным министра, в 2000 году товарооборот между нашими странами вырос по сравнению с 1999 годом на 50%. В абсолютных цифрах, по мнению Г . Арсенишвили, это очень немного: товарооборот за 2000 год составил всего $20 миллионов (и еще, как сообщили в Посольстве Грузии, на $37,2 млн. услуг). Однако, по мнению министра, проект восстановления Великого шелкового пути должен вывести Грузию (как и остальных членов ГУУАМ) «на хорошие параметры».
Взаимное, исторически обусловленное, тяготение Украины и Грузии находит сегодня продолжение и в политической поддержке, оказываемой Киевом в ликвидации абхазского конфликта. «Мы очень благодарны украинцам и в первую очередь Президенту Леониду Кучме за помощь в решении проблемы Абхазии, в чем непосредственно участвовал и министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко, и за установление мер доверия между конфликтующими сторонами», — говорит Г.Арсенишвили. Он подчеркивает, что спокойствие в регионе Кавказа способствует установлению и развитию духа сотрудничества во всем евроазиатском пространстве. По его словам, уже практически готова договорная база для прокладки оптико-волоконной линии связи Париж—Шанхай, имеются и проекты, предполагающие поставку энергоносителей в Украину через территорию Грузии. В то же время действующую паромную переправу Г . Арсенишвили назвал «очень большим символом отношений между Западом и Востоком — дороги идут и дальше, через Казахстан и до самого Китая».
Отвечая на вопрос «Дня» о возможности наполнения нефтепровода Одесса — Броды — Западная Европа, Г.Арсенишвили сказал: «Если будет существовать равновесие, к которому мы стремимся, продвигая нефтяные и газовые проекты, то это вполне возможно».
Между тем головной болью Грузии сегодня являются также и российские военные базы, расположенные на ее территории. Процесс их ликвидации уже идет, но грозит растянуться до 2015 года. Начальник Генерального штаба грузинских вооруженных сил, генерал Джонни Пирцхалашвили в разговоре с украинскими журналистами высказал уверенность, что этот срок будет сокращен по меньшей мере «в пять раз». В тот день Грузия провела испытания модернизированного с помощью израильских фирм боевого самолета СУ-25, и генерал имел основания для оптимизма. Отвечая на вопрос «Дня», он сказал, что хотел бы, что бы у ГУУАМ появился собственный воинский контингент.
Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе недавно заявил, что Грузия, возможно, останется нейтральной страной. Отвечая на вопрос украинских журналистов о будущем ГУУАМ в связи с возможным выходом из него Молдовы, он подчеркнул, что у этого союза остаются хорошие перспективы.
Так же и все, с кем пришлось говорить на пароме «Герои Плевны» от Одессы до Батуми, а также при посещении грузинских предприятий, ориентированных на экспорт (винзавод вблизи Телави и знаменитый завод минеральных вод в Боржоми), высказывались в поддержку мер, направленных на укрепление ГУУАМ и воссоздание Великого шелкового пути. Именно с ним связывали наши собеседники подъем экономик Украины, Грузии, Азербайджана и других стран, по территории которых будет проходить ВШП. При этом у нас сложилось впечатление, что сегодняшний Евроазиатский транспортный коридор живет лишь усилиями украинской судоходной компании, арендующей у государства два морских парома и обслуживающей, на свой страх и риск, линию Верна — Ильичевск — Поти — Батуми, самостоятельно заботясь о привлечении грузопотоков. Из-за их отсутствия на начальном этапе работы переправы компания понесла 2,5 млн. долларов убытков. Теперь дела идут лучше, но все равно загрузка паромов, идущих из Грузии, с трудом достигает 70 %. Не исключено, что количество проблем на этом наиболее активном и в то же время «узком» участке ВШП может резко возрасти. Фонд госимущества Украины принял недавно решение о приватизации паромного хозяйства на Черном море. Как заявил президент арендаторов ЗАО «Укрферрн» Александр Курлянд, у компании нет средств, что бы участвовать в тендере. Он подчеркнул, что продажа паромов может привести к остановке переправы, поскольку успех в ее работе обеспечивается главным образом сетью созданных во многих странах на средства компании агентских отделений, привлекающих грузовладельцев. Кроме того, по мнению А.Курлянда, к критической черте приближается технический ресурс украинских паромов. Сегодня эти суда, построенные в конце семидесятых годов, находятся в хорошем состоянии. Но уже завтра, особенно в том случае, если из-за отсутствия грузов им доведется стать на прикол, их может постигнуть участь кораблей ЧМП. Тогда может легко прерваться и тонкая ниточка, связывающая воедино Евроазиатский транспортный коридор, красиво именуемый также Великим шелковым путем.
Редакция благодарна Посольству Грузии в Украине и лично Григолу Катамадзе за содействие в подготовке материала.