Иди и гибни безупречно:
Умрешь не даром:
дело прочно,
Когда под ним струится кровь...
Н.А. Некрасов
22 апреля — день рождения Владимира Ульянова (Ленина). Кто это такой, объяснять не нужно даже тем, чья сознательная жизнь началась уже в 90-е годы ХХ века, когда государство, созданное Лениным — СССР — перестало существовать. И хотя ленинская дата в этом году не «круглая» (131 год), но след, оставленный в мировой истории этим необыкновенно сложным, противоречивым и страшным человеком, столь глубок, а уроки, которые нам необходимо постоянно извлекать из жизни Ленина как личности, из трудов Ленина как теоретика и из деятельности Ленина как политика-практика, столь актуальны, что чувствуется потребность хотя бы вкратце очертить эти уроки и наметить необходимые выводы. Разумеется, все нижеследующее не более чем субъективная точка зрения автора.
Прежде чем говорить об уроках Ленина и ленинизма, надо отдавать себе отчет, в том, что для сотен тысяч людей Владимир Ильич и до сих пор не живая личность, которая ошибалась, страдала, которой не чуждо было «ничто человеческое», а символ, «боевое знамя», воплощенная в человеческом облике святая идея равенства и социальной справедливости. Говорить с такими «сторонниками» Ленина нет смысла. Можно и нужно говорить с теми последователями вождя, которые все же отдают себе отчет в том, что речь идет о человеке — не о боге. При этом разговор будет иметь смысл лишь тогда, когда мы сумеем взглянуть на Ленина с неблизкого расстояния истории, как смотрим на Спартака, Томаса Мюнцера, Робеспьера, Разина, Павла Пестеля (все эти деятели в разной степени имеют с Лениным некоторые сходные черты) — и это придаст нашим суждениям о вожде большевиков должную объективность и точность анализа. До сих пор, к слову, не существует действительно научной биографии Ленина, написанной с современных позиций. Пожалуй, наиболее интересен двухтомник Луиса Фишера «Жизнь Ленина» — в нем больше взвешенности и многомерности взгляда, чем в известной в странах СНГ книге Дмитрия Волкогонова «Ленин».
Вот какими красками, к примеру, рисует Фишер облик Ленина — политика и человека (а как тут отделить одно от другого?!): «Человек с железной волей, подавляющей самодисциплиной, прeзрением к противникам и препятствиям, холодной решительностью ревнителя веры, энергией фанатика и умением убедить или запугать более слабых своей целеустремленностью, поразительной интенсивностью своей деятельности, безличным подходом, личным самопожертвованием, политической проницательностью и полным убеждением в том, что ему известна абсолютная истина» . Как видим, автор постарался передать как выдающиеся качества Ленина, так и те свойства его характера, которые позднее наложили страшную печать на всю дальнейшую историю советских народов (чего стоит только «безличный подход» к людям!).
И все же — об уроках ленинизма. Пусть не покажется удивительным, но прежде всего хотелось бы сказать о том, что в высказываниях одного из самых сильных и жестоких лидеров ХХ века очень много верного, актуального и справедливого «на все времена». Например: «Люди всегда были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока не научатся различать за всякими заявлениями, декларациями, клятвами, обещаниями и т.д. интересы тех или иных классов». Или: «В политике словам не верят. И хорошо делают, что не верят». Или, например: «Искренность в политике — то есть в той сфере человеческой деятельности, которая имеет дело не с единицами, а с миллионами — есть вполне поддающееся проверке соответствие между словом и делом». Но правильные слова — одно, а политическая практика — совсем другое (хотя Максим Горький писал о о вожде так: «Ленин весь в словах, как рыба в чешуе» ). Когда «классовость» из метода познания общества превращается в универсальный, базовый принцип социальной практики, когда классовая борьба считается панацеей от всякого социального зла и единственным средством социального прогресса — на деле это отбрасывает общество на много тысячелетий назад.
Другой болезненный и страшный урок — это великая универсальная ценность демократии как уникального достояния человечества. Ленин всегда предельно жестко ставил вопрос: «демократия для кого, для какого класса?». История ХХ века властно поправила его: или демократия есть для всех людей, или ее нет ни для кого. Ибо вначале «отлучили» от демократии «эксплуататоров», затем — поэтапно — всех «трудящихся» (крестьян-середняков, несогласных рабочих...) Об интеллигенции — речь особая. Сам выходец из интеллигентной семьи, Владимир Ленин рассматривал ее только через прорезь прицела классовой борьбы: «кто — кого?». Это — одна из самых главных причин «выпадения» стран, входивших в СССР, из общего цивилизационного процесса. Когда в 1953 г. в Англии были уже открыты ДНК и РНК, и в сталинском СССР подвергали проклятию генетику и кибернетику как «буржуазные» науки. И не происки Рейгана, ЦРУ и Папы Римского развалили СССР — вспомним, что даже в 70—80-е годы «страна победившего социализма» на много порядков отставала от Запада по главному показателю, который, по мнению Ленина, должен был в мировом масштабе решить дело — по производительности труда!
Третий важнейший вывод — нельзя «управлять» ходом истории, как автомобилем, направляя ее, историю, в «правильную» сторону. «Регулирование» истории — это плод крайне заидеологизированного сознания. Может показаться, что история «побеждена». Но вспомним слова Фридриха Энгельса о том, что не стоит обольщаться победами над природой — за каждую такую победу она мстит, и хотя в первую очередь эти победы имеют те последствия, на которые мы рассчитываем, но во вторую и третью очередь — последствия совсем неожиданные. Так вот, жизнь Ленина — наиболее драматичное свидетельство того, как мстит история, а не природа, за насилие над собой. Преданный ближайшими соратниками (отнюдь не только Сталиным!), изолированный в Горках, вождь мучительно умирал. Революция убивает своих вождей..!
Ленин всю жизнь свято верил в равенство (но только «трудящихся классов!). Но сама идея равенства обнаружила свои внутренние противоречия: с одной стороны, борьба за социальное равенство оправдывается нерушимым и вечным счастьем людей (как говорил Ленин Горькому: «Наша вынужденная жестокость будет понята нашими детьми»), а с другой — как же преодолеть реальные классовые противоречия? Силой, т.е., по сути, гражданской войной, в огне которой миллионами гибли те же дети и их отцы...
А вот, что говорит о равенстве герой Михаила Шолохова, Григорий Мелехов, своему другу — большевику: «Ты говоришь равнять. Этим темный народ большевики и приманили. Посыпали хороших слов, а куда это равнение делось? Вот шли красноармейцы через хутор. Взводный в хромовых сапогах, комиссар весь в кожу залез, а другому и на ботинки кожи не хватает. Да ить это год их власти прошел, а укоренятся они — куда равенство денется? Уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже! Какие бы поганые офицеры ни были, а как из казака выйдет какой в офицеры — ложились и помирай, хуже его не найдешь! Он такого же образования, как и казак, быкам хвосты учился крутить, а глядишь — вылез в люди и сделается от власти пьяный и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке». Неграмотный казак Мелехов оказался пророком! Понимал ли все это интеллектуал Ленин? Очень характерно, что собеседник Григория — коммунист Котляров реагирует на его слова прямо и жестко: «Твои слова — контра! Ты — Советской власти враг».
Главный же урок жизни и борьбы Ленина — политика под девизом «любой ценой» ведет к катастрофе и страну, и партию, которая ее проводит, и вождя. Владимир Ильич свято верил в Новый Мир без эксплуататоров и считал совершенно неуместным ставить вопрос о том, а какой, собственно, ценой будет добыт этот новый мир. Самое поразительное, что Ленин пришел к этой страшной философии, словно забыв чеканные, великолепные слова своего учителя Карла Маркса. Вот эти слова: «Цель, для достижения которой требуются неправые средства, не есть правая цель» ...
Это слово, обращенное к нам. Сегодня.