В тот момент, когда на табло для голосования в сессионном зале ВР высветилось число 290, именно столько депутатов проголосовали за решение принять за основу постановление о признании работы правительства неудовлетворительной, все для Виктора Ющенко, кажется, закончилось. За время, пока продолжается правительственный кризис, положение не только не улучшилось, а наоборот: кажется, сторонники отставки премьер-министра стали еще решительнее и ни на какие компромиссы уже не пойдут. Если, нужно — соберут и триста голосов.
Руководитель правительства и его ярые защитники вели себя так, что только обострили ситуацию. Не помогли ни акции, ни митинги, ни пикетирование, ни сбор подписей. Призывы к оппонентам иметь совесть загодя означали, что те бессовестные, поэтому ответить что-то другое, чем «сами такие», члены антиправительственного большинства просто не могли. Если бы не знать, что собой представляют фракции, которые объединились в поддержку премьера, их можно было бы заподозрить в умышленном сталкивании премьера с кресла. Чтобы тому не оставалось ничего другого, как возглавить «нелевую» оппозицию, гарантированно втянув ее в будущий парламент.
Не выдержали нервы и у самого Ющенко, когда в ответ на критику он впервые, кажется, публично «перевел стрелки» на Леонида Кучму, заявив, что выступая против действий правительства, депутаты выступают против курса Президента. Оставалось еще немного подождать, чтобы вчерашние ярые «антикучмисты» стеной стали на защиту Президента.
До этого не дошло. Сделал все, что мог, Иван Плющ, который, манипулируя нормами регламента, не дал коммунистам уже вчера выразить недоверие правительству. Но что может сделать даже такой хитроумный спикер, когда расклад сил определен и пересмотру не подлежит. Ритуальный демарш социалистов, которые неожиданно проголосовали вместе с «коммуно-олигархами» всерьез ни на что, кроме отношений внутри «национальных спасителей», уже не повлиял. ( Лидер УНП «Собор» Анатолий Матвиенко уже заявил, что поддержка Социалистической партией постановления о признании неудовлетворительной работы правительства «разбивает единую демократическую оппозицию», сообщает УНИАН). Тем более, что впоследствии Александр Мороз пытался очень путанно объяснить свое в общем типичное поведение: что его фракция не голосовала против правительства Ющенко, а за оценку тех преобразований, которые проводило правительство в течение года. Более экстремально выглядела акция руховки Лилии Григорович, которая прямо в зале заседаний поливала себя неизвестной жидкостью, пока коллега-депутат Ратушный не бросился к ней и не спас от попытки самосожжения (на фото). Наш парламент такого еще не видел. Не исключено, что после этого, кроме проверки «на металл», в помещении ВР начнут проверять «на бензин», а в зале будет дежурить пожарник с готовым брандспойтом.
А что же Виктор Ющенко? Кажется, что он и действительно до последнего верил, что его не посмеют-таки «трогать». Шок, который пришлось пережить премьер-министру, под силу описать разве что классику. Помните, в каком отчаянии был Николенька Ростов из «Войны и мира», когда впервые увидел наведенное на него оружие: «Как, они хотят убить меня? Меня, которого так любят все?»
До сих пор премьер-министр вызывал определенное сочувствие, неожиданно оказавшись в эпицентре политической бури. Теперь же его поведение объяснить невозможно. Ожидать от него мудрости компромисса или мужества добровольной отставки устали уже все. Поэтому большая политическая игра идет уже не с ним, а вокруг него. И в ней будет еще много интересного и неожиданного.