Отношения между Русской Православной и Римо-Католической церквями волнуют не только католиков и православных россиян, но также многих граждан Украины. Ведь они, эти отношения, в значительной степени определяют также межконфессиональную ситуацию в нашей стране. Тем более, в преддверии визита Римского папы в Украину. Не секрет, например, что отношение к этому визиту со стороны священноначалия УПЦ МП полностью определяется тем, что происходит на уровне Ватикан—Данилов монастырь. И любые высказывания высоких духовных лиц этих церквей, тем более Московского патриарха Алексея II и папы Иоанна Павла II, представляют для нас интерес чрезвычайный. Особенно учитывая то, что УПЦ МП не балует светских журналистов Украины изобилием информации.
В качестве примера можно сослаться на последнюю встречу митрополита Владимира (Сабодана) и Президента Украины, которая состоялась 11 апреля. Нет сомнения, что на этой встрече обсуждались важные и острые вопросы нашей церковной жизни, но в информационные каналы попали только общие места: «Президент страны Леонид Кучма и глава УПЦ МП Владимир обсудили актуальные проблемы общественно-политической жизни и межцерковных взаимоотношений в Украине» (Интерфакс-Украина). Или: «Коснулись также вопросов относительно содействия главы страны в решении настоятельных потребностей УПЦ в ряде областей, относительно чего Президент сделал несколько поручений» (УНИАН).
Поэтому интервью, которое Московский патриарх Алексей II дал 11 апреля итальянскому журналу «Famiglia cristiana» («Христианская семья»), представляет особый интерес для всех, кто желает разобраться в сложном хитросплетении современной церковной жизни. Ниже приведены те ответы патриарха Алексея II, которые касаются православно-католических отношений. Текст печатается на основании сообщения Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата, а также ИТАР- ТАСС/ РАДОНЕЖ.
— Что Вы думаете об отношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью?
— Эти отношения могут и должны находиться в гораздо лучшем состоянии, чем сейчас. Современный мир как никогда остро нуждается в совместном свидетельстве о Христе. Поэтому отношения между Церквами, несмотря на все различия между ними, должны представлять из себя конструктивный, братский диалог и соработничество на ниве Христовой, а не конкуренцию и соперничество. Очень, хотелось бы, чтобы Россия и все пространство Содружества Независимых Государств явились полем для сотрудничества, при котором каждая конфессия окормляла бы свою традиционную, исторически сложившуюся паству, а не стремилась бы любой ценой к обращению в свое исповедание людей, насильственно отторгнутых безбожной властью от веры отцов.
— Как Вы относитесь к планам Папы Иоанна Павла II посетить Украину?
— Насколько мне известно, данный визит носит прежде всего межгосударственный характер, так как Папа собирается посетить Украину по приглашению ее светских властей. Однако религиозный, церковный характер поездок главы государства Ватикан, являющегося главой Римско-Католической Церкви, естественен и неизбежен. В этом смысле представляется весьма разумной существующая практика, когда еще на стадии подготовки визита Папы в ту или иную страну Ватикан входит в контакт с руководством господствующей в данной стране конфессии или религиозного течения, чтобы получить согласие на планируемую поездку. Случай же с готовящейся в настоящее время поездкой Папы в Украину представляется исключением из этого правила. Как сообщалось в средствах массовой информации, церковной стороной, приглашающей Папу, является епископат Украинской Греко-Католической Церкви. Между тем, большинство верующих Украины являются православными и принадлежат к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, единственной канонической православной юрисдикции на территории этой страны. Странным образом, глава этой Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) никак официально не был извещен Ватиканом о планирующейся поездке Папы Иоанна Павла II. Более того, на просьбу к Папе отложить визит в Украину, содержащуюся в письме, текст которого был одобрен епископатом Украинской Православной Церкви 22 января сего года, Ватикан ответил подтверждением своих первоначальных планов. С самого начала подготовки данного визита руководством Римско-Католической Церкви было заявлено, что он рассматривается в качестве одного из этапов в процессе улучшения отношений с Русской Православной Церковью. Если подобная цель действительно ставится Ватиканом, то, как мне представляется, лучшим путем к ее достижению будет прислушаться к просьбе Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и внять аргументам, приведенным в его письме.
— Недавно Вы говорили о некотором «политическом давлении» на Русскую Православную Церковь с целью сделать ее более благосклонной к визиту Папы Иоанна Павла II в Россию. Чего хотят добиться с помощью этого давления?
— Если повнимательнее присмотреться к ситуациям с визитами Папы в традиционно православные страны, как уже имевшими место, так и еще планирующимися, то можно увидеть, что практически в каждом случае именно государство оказывало давление на Священноначалие той или иной Поместной Православной Церкви, чтобы заручиться ее согласием на визит. Практически в каждом из этих случаев цель государственных структур была чисто политической — продемонстрировать с помощью приглашения Папе свою открытость западному миру и приверженность его ценностям. Политические деятели, безусловно, вольны сами выбирать направление своей деятельности, но это не должно происходить путем вмешательства в сферу межцерковных отношений и принесения в жертву политике интересов Поместной Православной Церкви. Голоса, призывающие Русскую Православную Церковь проявить больше «сговорчивости» в вопросе о возможном визите Папы, раздаются и в России. Но мы все-таки надеемся на государственную мудрость руководства нашей страны, которое не раз продемонстрировало понимание того, что область взаимосвязей с Ватиканом неразрывно объединяет межгосударственные и межцерковные отношения.
— Что, с Вашей точки зрения, должно быть предпринято, чтобы отношения между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью действительно улучшились?
— Необходимо окончательно решить две проблемы, о которых всегда приходиться говорить, когда речь идет о взаимоотношениях между нашими Церквами — ситуации конфликта между православными и греко-католиками на Западной Украине и католического прозелитизма на канонической территории Русской Православной Церкви. В первом случае нужно, опять же, чтобы были учтены интересы обеих сторон, а не только одной — греко-католической, как это происходит сейчас. Только при таком условии возможны подлинно мирные отношения между двумя конфессиями в этом регионе, а не их видимость. В случае с проблемой католического прозелитизма в России и других странах СНГ, православное население которых окормляется нашей Церковью, единственным конкретным решением может быть прекращение миссионерской деятельности католических структур в отношении людей, никогда традиционно не принадлежавших к Католической Церкви. Хочу сразу оговориться, что мы не против католического присутствия в России и на остальном пространстве Содружества вообще, ибо эти огромные территории объединяют множество народов, культур и традиций. Но это присутствие должно соответствовать реальным пастырским нуждам, а не быть рассчитанным на увеличение паствы с помощью миссии среди окружающего населения. Мы всегда говорим об этом, потому что, как правило, миссионерская деятельность католических структур направлена именно на традиционно православное население, которое за годы государственного атеизма было отторгнуто от своих корней. В такой непростой области, как миссионерство, нам следует, по моему глубокому убеждению, отказаться от небратского соревновательного подхода и поддерживать отношения открытости, честности, взаимного доверия и уважения к традиционным сферам пастырской ответственности друг друга.
— Не хотите ли Вы в связи с предстоящей Святой Пасхой пожелать что-то итальянским католикам?
— Мира, радости, духовного возрастания, помощи Божией в добрых делах желаю каждому читателю журнала «Famiglia Cristiana». Народу Италии да дарует Господь благоденствие и процветание. Пусть Воскресший Господь умиротворит и преобразит жизнь всей человеческой семьи.