Законы функционирования массовой культуры безжалостны и циничны: горе полезно для «раскрутки». Трагичная судьба вызывает любопытства больше, чем глубокое содержание. Вряд ли кто-то читал бы книжки гениального физика Гокинга, если бы он не был прикован к инвалидной коляске. Чудесный певец Гвасткопф был бы одним из многих баритонов, если бы не врожденные недостатки физического развития. Писатель Василий Думанский — из того же самого ряда. В Украинском доме представлена его третья посмертная книжка «Выбор», сообщает Укроп.
Простые колхозники из села Серединка на Винниччине с первого дня знали, что их сын обречен на обездвиженность вследствие неизлечимой болезни — миелита. У них хватило мудрости воспитать в нем свободную личность, судьба которой в конце концов сложилась. Думанского называют «серединским Сковородой». Он прожил 47 лет и оставил после себя не очень объемное, но весьма содержательное литературное наследство. Его короткие зарисовки-эссе — специфический жанр, который все-таки принадлежит не «литературе подвига», а собственно литературе.
Одно дело — человеческий документ, неотрывный от биографии автора (образец — «Как закаяллась сталь»), другое — обычная проза, интересная независимо от обстоятельств, в которых она была написана. В конце концов, произведения Леси Украинки ценятся не за то, что их автор в последние годы была инвалидом. Проза Думанского заставляет вспомнить Кобылянскую, Стефаника, того же Сковороду. При его жизни она время от времени печаталась в периодике. Рассказывают, что одна женщина, прочитав несколько новелл Думанского, отказалась от намерения покончить жизнь самоубийством. «Выбор» — некоммерческое издание и не может на это претендовать. Книжка выдавалась за счет преимущественно провинциальных спонсоров, список которых насчитывает почти тридцать лиц и учреждений. Это, в частности, доказывает, что культура может создаваться не только в гордом Киеве. При условии, что это кому- то нужно.