Результаты первой личной официальной встречи между канцлером ФРГ Герхардом Шредером и президентом США Джорджем Бушем позволяют судить, что проблемы, накопившиеся в отношениях между США и ЕС по-прежнему не сняты.
Таких проблем сразу несколько.
Во-первых, проблема выплат компенсаций остарбайтерам, по которым США и Германия никак не могут найти общий язык из-за различий в юридических системах.
Во-вторых, торговые отношения между ЕС и США все еще находятся под влиянием «банановой войны», в результате которой США наложили штрафную пошлину на импорт товаров из ЕС в размере 416 млн. марок. ЕС ответил угрозой ответных миллиардных санкций. Бундесканцлер выступал в роли своеобразного посла стран ЕС, и похоже, ничего не добился.
Шредер пока не дает четкого ответа, какой будет официальная реакция Берлина на создание американской системы ПРО. По мнению немецкой стороны, ещё существует много вопросов по этой проблеме, на которые необходимо ответить. Германская экономика, в принципе, могла бы извлечь для себя выгоды из технологий ПРО.
Что касается ситуации на Балканах, то немецкое правительство предпочитает исходить из того, что раз США действовали вместе с союзниками изначально, то и выход из ситуации должен быть совместным. Администрация Буша явно стремится к тому, чтобы ответственность за развитие ситуации полностью была на Западной Европе. Кроме того, Шредеру после напряжённых переговоров так и не удалось убедить Буша изменить свою точку зрения в проблеме, связанной с недавним заявлением Белого дома о своём желании выйти из Киотского протокола по защите климата и окружающей среды 1997-го года. США считают, что этот протокол больше не соответствует их национальным интересам. ЕС и Австралия подчеркивали, что если США выйдут из протокола, то сам протокол утратит свою эффективность. Вопрос остался открытым.
Кстати, в Берлине более чем пристально наблюдали за событиями вокруг российско-американского шпионского скандала, во время визита Шредера в «Зюддойче Цайтунг» вышла статья о деятельности российской разведки в Германии. Похоже, что и эту тему обсуждали Шредер и Буш, и многое будет зависеть от того, о чем они договорились.