Путь к себе. Каков же он? Для каждого человека в общем и для художника в частности... Готов ли каждый пройти этот путь, длина которого не всегда измеряется шагами? О необходимости искать себя в этом мире, вырываясь из его тенет, говорили многие: философы, литераторы, ученые. К сожалению, воспринимали эти призывы глубоко лишь единицы. Должно быть, по причине недооценивания важности или же, что еще хуже, самоуверенности (как же так, что я, такой большой и умный, не понимаю себя?..)
Один из способов преодоления этого пути для поэта — осознать смысл собственных стихов. Готов ли он осилить эти шаги?
Попытаемся проследить этот путь по новому поэтическому сборнику Николая Гриценко («Книжка», издательство «Bona Mente», 2000 год). Тем более, что к этим попыткам побуждает сам автор. Цитируем:
Дибуляють,
Повзуть,
Летять...
І все Далі від себе.
Бо до себе Нестерпно далi.
Бо той шлях до себе,
Він — цівочкою материнського молока...
Не кожному дано
Повернути на ту білу стежину.
...Родился Николай Гриценко в не очень далеком, если смотреть по карте и измерять расстояние от столицы километрами, — селе Тимченки (Сумская область, Недригайловский район). Там же закончил школу. Высшее образование получил на факультете журналистики Киевского университета имени Т.Шевченко. Побывал под погонами, которые провели его по Чернобыльским факелам. Работал телевизионщиком в Сумах. Сейчас живет в столице. Вот такая схема по жизни. И фактически на всех этапах — литературное творчество.
Исходя из канонов литературоведения, здесь следовало бы отметить: начав писать в школьные годы, автор усовершенствовал свое мастерство в университете, а на глубинности его творчества сказались... И далее по известной схеме. На самом же деле — все наоборот.
В самом деле, начав писать в школе, автор с возрастом совершенствовал форму своих произведений, ища в жизни подтверждение их содержания. Согласен с теми, кто сейчас скажет, что такого не бывает. В самом деле, такого не бывает по канонам украинского литературоведения советских времен (а его подходы преобладают и сейчас: только тогда сравнивали с русскими писателями, а сейчас — с западными). Однако в правильности данного утверждения убеждает само творчество автора. Нет, обычной цитаты в подтверждение этому не будет. По одной простой причине — следовало бы переписать всю «Книжку» и еще добавить произведения из первого сборника («Бiлий налив»), напечатанные в различных альманахах, газетах, журналах. Его творчество — не сумма определенных приемов (сюжетов, образов, мотивов, поэтики), но отражение самой личности художника, способной к самовыражению лишь в тех, а не иных формах отражения мира после его чувственного познания.
А еще он — одиночка. Не примкнув ни к одной из популярных литературных группировок, он упрямо и талантливо самоутверждается в стихотворениях, новеллах, рассказах. Одиночкам трудно. Но главным их мерилом является настоящесть.
В 1965 году поэт Николай Данько написал: «Не бегите от жизни в поэзию, лучше — наоборот». Именно это и делает Николай Гриценко. И когда мы видим, как он со все возрастающей активностью суетится в этом мире (после университета — армия, журналистика, должность главного редактора сумского телевидения, идеолог создания в Сумах творческого центра «Собор», чиновник Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания), — с тем большей уверенностью можем говорить, что на него буквально давит поэзия, и удержаться от этого давления помогает лишь бегство от нее в жизнь. Иначе нельзя. Все, кто хотя бы приоткрыл дверь в истинную тайну Слова, бежали от него. Не будем говорить о путях этого побега, они известны:
Для малого хлопчика Миколи..,
А на соседней странице:
Коли й він сам не зна, куди побіг?..
Да и сам автор может не согласиться, что бежит от поэзии в жизнь, ведь он часто повторяет, что предпочитает простоту стихосложению. Только вот эта так называемая простота содержится в форме. Так, здесь он вполне традиционен — не идет по пути «поэтических новообразований», не экспериментирует. Да и стоит ли это делать? Ведь за экспериментами, пусть даже самыми затейливыми, не скроешь пустоты содержания. «Простой» же Гриценко, например, пишет:
Побачити ту дівчинку святу,
Яка в тобі літа мільйони років
І кожен день вмирає на льоту.
Откуда это? Из жизни или же наоборот — из бегства в жизнь? Кто же эта девочка, летающая в человеке миллионы лет и умирающая каждый день? У каждого она — своя. Как и «пташечка, пташиночка, пташка», которая остается, когда «віддаленіють оди і прокляття», когда «поглине все найвпертіша іржа» и когда «час розіб’є нас об скелю»; собственно, как и те «матері», которые притихли «тихо на колінах», когда полощут «червоно- синьо-жовто-оксамито» флаги и сердито «б’ють один одного по випуклих щоках»; как и те хлеба, что «живуть, поки ми живі»... В общем, как и сам поэт Николай Гриценко — для каждого читателя он свой.
Одни, знакомясь с «Книжкой», скажут, что в ней прозрачно выступает тема Украины и в подтверждение этому назовут такие его произведения, как «Ми», «Три імені», «Земля чорніє. Репана...», «Кров», «Мій син росте», «Помирають батьки» и т.д. Другие заметят тему деревни, политики, любви или убедятся в общей многотемности. Но всего этого нет. Есть только Николай Гриценко и его поэзия...
... коли я народився.
Нужно ли рассматривать это произведение в частности с точки зрения конкретности слова? Попробуем — и ничего не увидим: нет ни канонического стихотворения, ни расставленных акцентов. Есть Слово. Символическое. Утратившее свою изобразительность и побуждающее читателя лишь к размышлениям. И большинство произведений «Книжки» не являются изобразительными. Кроме вышеупомянутых «дiвчинки», «пташечки» и т.п., это четко прослеживается в стихотворениях «Дивак», «Івасик Телесик», «Воли», «Дударик», «Три імені», «Не дайте ошукать себе на свято...», «Щоб не гірше...» и пр.
Больше всего символики в третьем разделе, по замыслу автора составленном из лирических произведений. Фактически в каждом из стихотворений слово утрачивает свою изобразительность и несет символическую нагрузку, показывая зарождение жизни. Одним из самых характерных является «І мудрість білого крила...». Как отмечают исследователи, в украинской системе символического мироотражения присутствует несколько основополагающих элементов: вода — ею объясняются вечность, животворное женское начало, любовь; древо жизни — своеобразная модель вселенной, на ветвях которого раскинулись противопоставления; солнце — оно оказывается и колесом, и мостом, и ивой, и королем. Сюда же прилагаются луна, звезды, растения, птицы, животные. Прочтем данное стихотворение с точки зрения этого теоретического изложения:
І тайна чорного...
Мене лебідка принесла
Сонного.
Я під водою довго жив
Коропом,
З підводним царством подруживсь
Хороше.
А потім в грудях я відчув
Тісняву.
І виростав, і виростав
Піснею…
Смысл сказанного автором в этих строках можно понять только в двух случаях: либо имея основательные знания по фольклору, символистике, истории и теории литературы; либо настроив свое эмоциональное восприятие на один диапазон с автором. Второе гораздо проще. Тем более людям, которые в общем хоть что-то читали, у которых есть элементарный художественный вкус и чувство прекрасного. Куда сложнее с первым вариантом — у нас, к сожалению, ни в школах, ни в многочисленных гимназиях и университетах не учат быть читателем. Существует немало литературно- творческих студий и ни одной читательской. Но это уже другие проблемы. Автор сделал главное — он вынес обществу свое творчество. Николай Гриценко входит в литературу, вопреки всему разнообразию мод, ветров и словоблудия, несмотря на скептицизм и разочарование многих соотечественников. Он видит свою взлелеянную в мечтах землю и знакомит нас с ней. А еще предостерегает:
Скрипить собі,
намотуючи час,
Не дайте ошукать
себе на свято —
Не хату вкрадуть.
В хаті вкрадуть вас.
И, кратко подытоживая попытки обозрения творчества Николая Гриценко, вернемся к началу нашей литературной беседы: приближается ли автор к самому себе? Ответ может быть лишь утвердительно-однозначным — да.
Киевское издательство «Bona Mente» взяло на себя смелость сочетать поэзию Николая Гриценко с книжными знаками, выполненными известными художниками Украины. Такое сочетание стихов и экслибрисов придает книге поистине земное утверждение, особую ценность и значимость.
ОТ РЕДАКЦИИ. Искренне поздравляем Николая с присуждением ему литературной премии Союза писателей Украины им. Леонида Глибова (за лирику) и напоминаем, что творческий вечер Н.Гриценко состоится завтра в Доме литераторов в 17.00.