Вчера Генеральная прокуратура внесла протест на решение Печерского райсуда Киева об отмене санкции на арест экс-вице-премьера Украины Юлии Тимошенко. Протест внесен в президиум Киевского городского суда. Как сообщил заместитель Генерального прокурора Украины Николай Обиход, данный протест внесен «в связи с необоснованностью постановления судьи Замковенко...
«В состоявшейся во вторник запрограммированной сенсации — освобождении Юлии Тимошенко из СИЗО — четко просматриваются правовая и политическая стороны. Формально, с правовой точки зрения, в деле Тимошенко мало что изменилось. Обвинения Генпрокуратуры не опровергнуты, она все так же находится под следствием. В решении Печерского райсуда столицы об освобождении Ю. Тимошенко говорилось, что при даче санкции на арест бывшего вице-премьера заместитель Генерального прокурора Николай Обиход не в полном объеме учел состояние здоровья и личность обвиняемой. И что были все основания не применять такую меру пресечения, как арест. Не учтен, по мнению суда, и тот факт, что после ареста в Генпрокуратуру обратились 72 народных депутата с личными поручительствами. Судом установлено, что у следствия не было оснований считать, что Ю.Тимошенко скроется от суда и следствия и будет мешать установлению истины в деле. «Генпрокуратура не предоставила достаточных доказательств, и они отсутствуют в материалах дела», — говорится в судебном решении. «Что касается самого дела Тимошенко, следствие ведется по нему объективно и всесторонне. Обвинения не отпали, наоборот, они подтверждаются в ходе следствия ежедневно», — передало вчера слова Обихода агентство Интерфакс-Украина.
Любопытно, что завершив оглашать решение, председательствующий по делу Николай Замковенко сделал ряд фактически политических заявлений. «Я считаю, что мы приняли во внимание личность Ю.Тимошенко, ее авторитет в политическом плане», — сказал он, подчеркнув, что это было не простое и ответственное решение. Судья выразил уверенность, что политические круги поймут это решение, и в обществе спадет напряженность.
Николаю Замковенко, похоже, можно верить — решение действительно было непростым. Версия о том, что суд подвергся давлению и разного рода стимуляции со стороны заинтересованных сторон не выглядит абсурдной. Возможно также, что некоторые звенья президентских структур пошли на сепаратные переговоры с соратниками Юлии Владимировны. Если это так, то это, скорее всего, отразится на характере требований оппозиции вообще и лидеров «Батькiвщини» в частности. В этом свете вчерашнее заявление премьер-министра Украины Виктора Ющенко о том, что освобождение его бывшей соратницы по правительственной работе — «это не демонстрация слабости суда, это, наоборот, демонстрация его силы», может говорить о том, что либо премьер хочет показаться романтиком, не знающем о суровой действительности украинского политикума, либо он просто плохо информированный чиновник. Кстати, российское агентство политических новостей АПН со ссылкой на источник в российских спецслужбах сообщило вчера, что «фактическим лидером неформального пула защитников Юлии Тимошенко была супруга премьера Ющенко, гражданка США, которую с лидером «Батькiвщини» связывают давние дружеские отношения. По некоторым сведениям именно по твердой рекомендации жены В. Ющенко в свое время включил Юлию Тимошенко в состав Кабинета Министров».
Многие представители оппозиции, в частности лидеры Форума национального спасения, уже успели сделать ряд штатных заявлений об освобождении Ю.Тимошенко как «значительной победе демократической оппозиции в ее последовательном стремлении вывести страну из политического кризиса путем цивилизованного диалога с властью».
Естественно, что освобождение Юлии Тимошенко из-под стражи не может не повлиять на действия оппозиции, так как все полтора месяца пребывания экс- вице-премьера в СИЗО это было одним из ключевых требований ФНС. Но, как отмечают сейчас политологи, оппозиция в Украине слишком неоднородна, и реакции ее на это событие могут быть тоже разными. На «экзальтированных» освобождение Юлии Тимошенко, несомненно, сработает как допинг, и с большой долей вероятности можно будет ожидать творческого развития рекламных слоганов в продолжение известного «Я не сломалась. А ты?».
Как повлияет освобождение на «расчетливых» оппозиционеров, или как их окрестили политологи — полуоппозиции — ПРП, НРУ и УНР и их парламентские структуры и ряд партий национал-демократического толка? Для них, скорее всего, проблема лидерства и координации действий обострится, так как придется отвечать на вопрос: брать ли с собой на диалог с властью находящуюся под следствием Юлию Тимошенко? Сокоординатор акции «Украина без Кучмы» Владимир Чемерис, комментируя «Форуму» (www.for- ua.com) освобождение Тимошенко, заявил, что «не хотел бы, чтобы ей (Ю. Тимошенко. — Авт. ) делегировали права прямого участия в переговорах с Президентом, принимая во внимание открытое против нее уголовное дело». Однако уже сейчас, судя по вчерашнему интервью агентству Интерфакс- Украина лидера социалистов Александра Мороза, частью оппозиционеров зондируется и другой вариант развития событий, когда в список представителей на переговоры с властью, который должен быть определен сегодня, может войти и Ю. Тимошенко. В частности, А.Мороз заявил, что «это будет нормально». И наоборот, отсутствие Тимошенко в таком списке, по мнению лидера СПУ, существенно не повлияет на ход переговоров, поскольку представители Форума будут выражать общую позицию ФНС. Еще один представитель ФНС, председатель парламентского Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Юрий Кармазин высказал мнение, что с освобождением Ю.Тимошенко начнется диалог власти и оппозиции, поскольку у экс-вице-премьера «есть опыт договариваться с Президентом». В свете подобных заявлений интересно, как будут позиционироваться по отношению к Юлии Владимировне и ее участию в круглом столе ПРП, НРУ и другие, кто в свое время «очень советовал» Виктору Ющенко не брать Тимошенко в состав правительства. Ведь если дойдет до реального диалога с властью, то «свобода рук» Тимошенко может дать как шанс радикалам сорвать его (настаивая на привлечении в состав полномочных представителей оппозиции фигуры с, мягко говоря, сложной политической репутацией), так и создать сложности для «расчетливых» с дележом дивидендов в случае успеха круглого стола. Очень вероятно, что то, что сейчас выглядит как победа оппозиции, на самом деле может оказаться ее серьезной проблемой.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей ТЕЛЕШУН, глава фонда «Содружество», профессор, политолог:
— Печерский суд пока только удовлетворил ходатайство адвоката Юлии Тимошенко Виктора Швеца об изменении меры пресечения, но еще не решен вопрос по тем делам, которые возбуждала Генеральная прокуратура. Правовую оценку должен давать суд и эту оценку еще предстоит сделать. Я же могу давать только политическую оценку в виде версий. (Да и сам господин Николай Замковенко говорил о том, что здесь присутствует политический фактор, другое дело, как он уже это расшифровывал). Я бы не оценивал однозначно это событие. Мне кажется, что версий достаточно много. Одна из них — версия о давлении международных организаций на политическую и судебную власть Украины. В частности, Евросоюз и Европарламент заявляли о необходимости встречи с экс-вице-премьер-министром Юлией Тимошенко в том случае, если она не будет освобождена. Вторая версия — внутриполитическая. Идет речь об активизации многих политических сил с целью освобождения Тимошенко и использовании ее имиджа как флага в противостоянии с действующей властью. Третья версия — версия возможных уступок. Власть не была готова (и в том числе Генеральная прокуратура) предложить что-то более динамичное, что позволило бы продолжать содержать экс-вице-премьера далее в заключении и доказать ее опасность для окружающих. Четвертая версия — версия о каких-то возможных сепаратных соглашениях и взаимных договоренностях об уступках с обеих сторон. Безусловно, все четыре фактора повлияли на принятие решения об освобождении Юлии Тимошенко из-под стражи. Другое дело — какой же из них доминировал? Единственное, что можно заметить, что сейчас оппозиция, возможно, более динамично попытается сконцентрироваться по отношению к власти и предложить более активные технологии влияния на нее с целью получения политических дивидендов. Готова ли власть — увидим. Кадровые решения, которые произошли, могут сигнализировать только о желании, но не о готовности. Данное событие не означает победы одной или другой силы. Это прежде всего свидетельствует о рокировке политических сил, личностей и технологий во взаимоотношении друг с другом. Мне кажется, что весна 2001 года и будет свидетельствовать о том, кто реально будет доминировать в политической жизни. А это событие — один из шагов власти и оппозиции по отношению друг к другу.
Записала Людмила РЯБОКОНЬ, «День»