То, что Украина переживает сейчас серьезный кризис власти, не подлежит сомнению. Доверие граждан к властным структурам и самому Президенту абсолютно уменьшилось. На рубеже этой зимы и весны общество живет предчувствием Акта Перемен. Между тем аналитики, «пиарщики» и оракулы из президентской команды ситуацию в стране примитивизируют и упрощают до своей воображаемой схемы — так удобнее для «простых решений». Их поведение противоречиво и непоследовательно: то «не признают» оппозицию, «с гордостью» игнорируя ее, то призывают «не раскачивать лодку»... На самом же деле все сложнее и драматичнее. И в диалоге между властью и оппозицией — а он, этот диалог, все-таки ведется, только как будто заочно, не лицом к лицу, как надо было бы, — в этом диалоге неминуемо возникают острые вопросы, которые не удастся проигнорировать или замолчать.
Вернитесь немного назад, к президентским выборам-99 и последующим нескольким неделям и месяцам. Хотя победитель не был любимцем народа (за Л. Кучму во втором туре проголосовало 15 из 38 миллионов украинских избирателей), были оптимистические надежды, что все в Украине нормализируется ради продвижения к благосостоянию. Основания надеяться на это давала инаугурационная речь Леонида Даниловича, выдержанная в духе примирения с недавними политическими соперниками во имя блага общества и государства, его обещание стать «другим».
Ожидание плодотворной конструктивной работы по-новому, на основах коалиционности и консенсуса, усиления способности строить украинское государство появилось в обществе с созданием, пусть и не традиционным европейским способом, парламентского большинства в Верховной Раде, долгие годы раздираемой политическими чварами. Однако, дело повернулись иначе...
Теперь все, наверное, понимают, что не нужен был стране прошлогодний апрельский референдум, основная идея которого была «прочитана» как дальнейшее усиление власти президента, у которого и без этого почти «цезарские» полномочия, и превращение Верховной Рады в покорный ему орган. Мудрые властью делятся, не узурпируют ее. Речь идет о потерянных нашими «триумфаторами» шансах, допущенных ошибках и изъянах. Их немало. С огорчением видим, что власть занимается не тем, чем следовало бы, что для нее почему-то наиболее раздражающей проблемой, объектом «войны», является оппозиция, все «непокорные». Другие, более болезненные для общества дела, как будто не видит... Но не все в этой стране безразличны. Общество существует таким, каким оно есть, до тех пор, пока большинство членов считает его справедливым. После 99-го года люди надеялись на появление каких-то новых возможностей улучшить свою жизнь, выполнение обещаний победителя навести порядок в государстве, развитие производства, рынка и приватизации в интересах широких слоев. Но много людей, также из числа интеллектуальных кругов и политиков, почувствовали себя проигнорированными и униженными.
Когда-то нужно было понять, что такое общество, как наше, где есть один процент богатых, которым хорошо, малый слой лакеев около них, которым неплохо, а остаток — социальное «дно», люмпенизированные бедняки, — такое общество долго существовать не может, оно развалится и следа после себя не оставит. Понять это и воспрять, запротестовать. Против засилия власти, которая поставила себя вне общественного контроля и влияния. Против закрытости и утаивания внутренней и внешней политики, кулуарного принятия важных решений за спиной народа, против цинизма и неправды. Можно по- разному относиться к уличным действиям «Украина без Кучмы!», «За правду!», к театрализованным трибуналам, даже осуждать, но аргументы, господа, аргументы! И без ядовитых стрел только в одну сторону — сторону оппозиции. Ну, нет у нее «мощной личности», какого- то настоящего «столпа» на президентский пост, но ведь оппозиция не ищет другого такого, который бы опять стоял над всеми, она за демократическое ограничение власти президента, с соответствующей конституционной нормой, которая предусматривала бы парламентско-президентскую форму правления. Как в Чехии, Польше, Германии...
Да, оппозиция «разношерстная». Но акции оппозиции будут иметь серьезное влияние на уже близкие парламентские выборы и осуществление политических процессов в нашей стране. Во всяком случае, для нас это, на языке шахмат, не «мат» и даже не «патовая ситуация», а только необходимость поиска новых комбинаций, новых подходов.
Слово за властью. Она немало может. Злого и доброго. Может организовать широкий «круглый стол», через взаимные уступки содействовать компромиссу, давая себе и обществу новый шанс.
Благослови, Боже, мудрость и добро.