Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сколько стоит страхование?

В Украине 185 тысяч искалеченных на производстве.Задолженность по регрессным выплатам — 614,5 миллиона гривен
14 февраля, 2001 - 00:00

Пикетирование шахтерами-инвалидами 18 января Верховной Рады Украины было сильнодействующим раздражителем для парламентариев. Тем не менее требование регрессников — немедленное введение в действие Закона об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который ВР перенесла с 1 января на 1 апреля, так и осталось проблемой. «Споткнулись» же народные депутаты на законе о страховых тарифах, который должен финансово и экономически обеспечить новую систему соцстрахования. Напомним, что ныне действующая схема возмещений пострадавшим на производстве непосредственно работодателем исчерпала себя. Поставленные на колени предприятия в прошлом году из 560 млн. грн. фактически смогли заплатить только 343 млн. грн. На начало года задолженность выросла до 614,5 млн. грн. Между тем для 185 тысяч искалеченных на производстве украинцев, каждый второй из которых шахтер, — регрессные выплаты едва ли не единственный источник существования. В конце концов, дальнейшая волокита с выплатами может вылиться в новую волну шахтерских походов в столицу.

Какой быть системе социального страхования в Украине — пытались выяснить на прошлой неделе в Киеве депутаты ВР, работники Кабмина, заинтересованные министерства и ведомства, представители профсоюзов и работодателей. Опытом поделились специалисты Германии, Великобритании и Канады. Народные депутаты предостерегали, что предложенный закон приведет к дополнительной налоговой нагрузке на фонд заработной платы. Настаивали на том, что до сих пор не видели экономического обоснования величины отчислений в фонд соцстрахования и вообще не имеют экономических расчетов Минфина и Минэкономики. Интересовались, сколько средств планируется на содержание чиновников фонда соцстрахования, мол, в свое время на содержание фонда занятости шло 25% всех средств. Указывали, что частные страховые компании работают более эффективно. Авторы и сторонники закона выдвигали контраргумент. В частности, доказывали, что на самом деле есть три, в зависимости от объекта начисления тарифов, варианта экономических расчетов: законом предусмотрены стимулы к предупреждению несчастных случаев и профессиональных болезней, а участия в социальном страховании частных страховых компаний они не отвергают. Хотя последние все же стремятся к получению прибылей, и только государство способно обеспечить профилактику травматизма, медицинскую и профессиональную реабилитацию.

Словом, вокруг поиска оптимального варианта эффективного социального страхования кипят настоящие страсти. Оно и понятно — слишком много сопутствующих проблем, которые мешают определиться с единственно правильным решением. Скажем, не в пользу солидарной системе неоспорим тот факт, что количество работающих в Украине сократилось с 7,7 млн. в 1991 году до 3,4 млн. человек. Непонятно, как быть с легализацией заработной платы, откуда планируется отчислять средства на страхование. Ведь реальные объемы потребления населением страны товаров и услуг в 3 — 4 раза «опережают» легально полученные зарплаты. (Кстати, расходы Фонда соцстрахования от несчастных случаев на производстве на 2001 год предусмотрены в сумме 1 млрд. 60 млн. грн. (2,14% фонда оплаты труда). Очевидно, в нынешних экономических условиях ни одно из решений не будет идеальным. Однако затягивать также нельзя — социальная защита людям нужна сегодня.

Александр ФАНДЕЕВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ