Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Россия больше не считает интеграцию в СНГ самоцелью

8 февраля, 2001 - 00:00

Сегодня и завтра в Киеве будет находиться секретарь Совета безопасности России Сергей Иванов, который посетит Украину для окончательного выяснения деталей встречи между президентами Леонидом Кучмой и Владимиром Путиным 11—12 февраля в Днепропетровске и для обсуждения со своим коллегой Евгением Марчуком широкого комплекса проблем безопасности. Визит Сергея Иванова, которого небезосновательно считают одним из творцов политики нового российского руководства, намеченные визиты президента РФ Путина и министра иностранных дел Игоря Иванова (в середине февраля в Харьков) — с одной стороны, явное свидетельство увеличения интенсивности контактов между руководством двух стран, увеличение заинтересованности в двухстороннем сотрудничестве. И с другой стороны — именно Сергей Иванов на международной конференции по безопасности в Мюнхене провозгласил, по существу, новую доктрину российской политики на постсоветском пространстве, которая создает новую ситуацию не только в СНГ. Новая российская политика относительно стран СНГ может быть охарактеризована одним словом — прагматизм. Жесткий прагматизм, построенный на защите национальных интересов, как их видит Москва.

В своем выступлении на мюнхенской конференции Иванов заявил об «определенном переосмыслении основных направлений российской политики в СНГ». Отправной точкой для этого стал вывод о том, что ускоренное развитие Содружества в полноценное интеграционное объединение в ближайшей перспективе невозможно. Дилемма, как заявил Иванов, заключалась в том, чтобы выбрать: рассматривать и далее интеграцию на постсоветском пространстве как абсолютную ценность, которая бы оправдывала чуть ли не все затраты и уступки партнерам, или же перейти к более трезвому и прагматичному курсу. Секретарь российского СБ признал, что выбор был непростым, особенно с учетом цены, которую Россия уже заплатила за проведение предыдущего курса. Но, очевидно, все решили цифры, приведенные Ивановым: задолженность стран СНГ перед Россией по государственным кредитам с учетом просроченных платежей по процентам составила больше $1,5 млрд., а общая сумма долгов — больше $5,6 млрд. В результате, подытожил Иванов, выбор был сделан в пользу обеспечения интересов национальной безопасности России, прежде всего через развитие двухсторонних отношений со странами СНГ.

Очевидно, одним из первых примеров такого прагматизма стала проблема вокруг недавнего прекращения поставки российского газа в Грузию. Тбилиси, а затем и некоторые западные столицы заявили тогда о том, что газовая проблема используется Москвой для политического давления. Иванов ответил, что на самом деле проблема заключалась в том, чтобы предотвратить перепродажу российского топлива нечистыми дельцами по демпинговым ценам. По его словам, Москва и далее будет поступать подобным образом при защите интересов и государства, и российских фирм, и не только на постсоветском пространстве. Никакой политики и «имперских замашек» в этом он просил не искать. Хотя, можно обратить внимание и на то, что Грузия остается чуть ли не наиболее отстраненной от России страной, будучи в то же время ее должником.

По словам Иванова, Россия не отказывается от многосторонних форм сотрудничества, интеграции в рамках СНГ, но «без форсирования событий». Новая обновленная модель, подытожил Иванов, заключается в сочетании общеинтеграционных процессов с активизацией двухсторонних связей. Совершенно ясно, что главное внимание и во время его визита, и во время встреч президентов и министров будет уделено именно презентации и обсуждению этой модели. Которая, возможно, свидетельствует, что Россия совсем не отказывается от доминирования на всем постсоветском пространстве — но сейчас эта идея получает другие формы, которые предоставили бы прежде всего самой России больше поля для маневра, большей гибкости в проведении своей политики. Которая, как ее оценивают в Киеве, направлена на возвращение Москве статуса одного из мировых полюсов.

Украина же может, очевидно, служить примером именно активизации двухсторонних связей — хотя бы потому, что такой частоты встреч между руководством двух государств не было никогда — днепропетровская встреча президентов станет уже девятой со времени избрания Путина. В своих последних речах министр иностранных дел Анатолий Зленко напоминал, что пора поднимать отношения с Россией до достойного их уровня и, что интересно, также употреблял слово «прагматизм». Даже — «жесткий прагматизм». Осталось только узнать о разнице в трактовке прагматизма между Киевом и Москвой.

Проблема также и в том, что Россия уже определилась со своими национальными интересами и доктринальными документами по их защите. Украина же их еще только разрабатывает. И внутренняя нестабильность явно вредит проведению прагматичной политики.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ