Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

СМИ: пикантность вместо остроты

Пресса самоустраняется от участия в развитии гражданского общества
13 января, 2001 - 00:00


В рамках дискуссии «Журналистика без комплексов», объявленной «Днем» в №166 от 15.09.2000 г., на наших страницах уже публиковались мнения как профессиональных журналистов, так и читателей («День», №№ 191, 192, 206, 222). Сегодня, продолжая дискуссию, мы представляем письмо нашего читателя из Ужгорода филолога Олега Драгана, в котором продолжается тема соотношения журналистики и политики, которая была затронута в письме Станислава Полищука «Журналист: политик или инструмент в руках политика?» («День», №222 от 2.12.2000 г.).

Мировая журналистика, за незначительным исключением, в последнее время радикально изменилась. Изменились функции большинства средств массовой информации: от формирования личности, общины, общества — до развлекательности. А что же может быть более интересным, чем жизнь поп- звезд — их черты самые очаровательные, их одежда самая модная, их драгоценности самые дорогие и самые красивые, их любовные приключения самые пылкие, их дети — просто ангелочки... Все словесные портреты дублируются суперклассными цветными открытками. И все это сопровождается милыми банальностями, которые легко находят путь к сердцу читателя, слушателя, зрителя. Это же касается и политических лидеров.

Если когда-то мэтры журналистики анализировали плюсы и минусы политических, экономических шагов премьеров, президентов и правительств, то сегодня их потомки с компьютерами и мобильными телефонами заинтересованы скорее всего рассказать что-то о личной жизни сильных мира сего. «День» также не удержался от такого ракурса, говоря о скупости российского президента относительно карманных расходов жены. А сколько писали о ребенке Тони Блэра (о дочери украинского премьера немного меньше). А что делала пуританская Америка и ее пресса (и не только американская) с Клинтоном и Моникой Левински? Намного меньше писали об экономических успехах правительства, и только очень маленький шаг отделял средства «массовых развлечений» от объявления Клинтона в старых добрых советских традициях «врагом народа». Слава Богу, этого не произошло благодаря демократическим традициям. А самым большим практическим успехом средств «массовых развлечений» было избрание актера Рональда Рейгана сначала губернатором, а впоследствии президентом США. Будущие историки избирательных кампаний США еще проанализируют гениальность актерских ходов Рейгана и что они дали избирательным шоу других кандидатов.

Читателям, телезрителям и посетителям персональных сайтов Буша-младшего известны практически все детали биографии, секреты семейных отношений и даже причина его президентства — дети выросли, уехали учиться и, чтобы не чувствовать себя одиноким, он решил пойти в президенты. Журналисты откопали его студенческий проступок, который привел к административному аресту и штрафу, его пристрастие к алкоголю, и роль его жены-учительницы в его моральном выздоровлении. И только очень серьезные издания анализируют возможные результаты его экономической программы в период «охлаждения» всей экономики США, а назначения бывших генералов и советников по вопросам обороны на ключевые посты в правительстве практически остались вне поля зрения аналитиков.

Если когда-то пресса на Западе могла вызывать падение правительства, то теперь, откопав скандальные подробности из жизни министра или иного высокого должностного лица, может добиться его отставки, как это было в Великобритании, Франции, Германии, Бельгии...

Если когда-то средства массовой информации действительно помогали формировать гражданина, то сейчас большинство из них, кроме рекламы, которая позволяет им выжить, пытаются заинтересовать читателей, зрителей, слушателей чем-то пикантным, скандально-криминальным или персоналиями людей известных и менее известных.

Если местные средства массовой информации когда-то вместе с церковью пытались формировать общину и помогать решать локальные проблемы, то сейчас они практически устранились от этого дела.

Если когда-то национальные газеты помогали формировать нацию, организовывать национальные кампании за что-то или против чего-то, то сейчас они соревнуются со средствами развлечений в этом искусстве, и не всегда в пользу журналистики. Практически все украинские газеты страдают от этой болезни: стоит взглянуть на продавцов в промышленных магазинах, которые из-за отсутствия покупателей «просвещаются» разгадыванием кроссвордов и чтением гороскопов.

Правда, существуют более серьезные угрозы средствам массовой информации, как, например, в России, где начинают закрывать независимые телеканалы, газеты, где журналистов терроризируют за попытки проанализировать шаги правительства или местных чиновников. В Праге журналисты телестудии объявили забастовку против назначения генерального директора по политическим мотивам.

В России, как и в Украине, где ростки демократии еще очень слабые и хилые, такие угрозы очень опасны. Ведь эти ростки были рождены именно благодаря усилиям свободной прессы, радио, телевидения.

Безусловно, украинские СМИ не смогут избежать мировой болезни развлекательности, но не нужно забывать, что еще длительное время им придется создавать гражданское общество.

Олег ДРАГАН, Ужгород
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ