Лет 15 тому назад при наступлении новых времен два ведомства — «Госкино» и «Гостелерадио» — не догадались о взаимоспасительном союзе. Знаменитая и сравнительно богатая украинская кинематография, у которой уходили в небытие прокат и народная привычка регулярного посещения кинотеатров, не поняла необходимости смычки с полунищим, но развивающимся телевидением, имеющим эфир и огромную, все нарастающую, телезрительскую аудиторию.
В результате гордой неприступности и недальновидности Госкино вместе со всеми мощными студиями и прославленными на весь мир школами (скажем, анимации, научно-популярного кино) и мастерами большого экрана рухнуло, украинская кинематография находится в руинах и прозябании.
А государственное украинское телевидение продолжает нищенствовать без достаточных средств к существованию, понижает свой профессиональный уровень, имея и эфир, и оставшиеся от прежних времен здания, материальную базу. Которыми никто не умеет воспользоваться.
И вот, опомнившись, и для взаимного блага два прежних ведомства под новыми названиями — Министерства культуры и искусств (имеющего департамент кинематографии) и Министерства информационной политики, телевидения и радио решили объединить усилия в деле создания общенационального телеканала «Культура».
Мало того. В бюджете этого года заложены средства для «Культуры». А Министерство культуры регулярно с гордостью повторяет, что им найдено и внебюджетное финансирование нового канала.
Была создана общая комиссия энтузиастов и официальных лиц под председательством двух министров. После чего она больше не собиралась, ибо наступили времена закрытых, глубоких и уже сепаратных действий недавних соратников по экранным искусствам. Пришло долгое и решающее время самого важного для каждой из сторон: кто (если не мы), где (только на своей базе) и когда (не имеет значения)?
Министр культуры созванивается со своим хорошим знакомым, выдающимся организатором российского канала «Культура» и нынешним министром культуры Российской Федерации М.Швыдким и тут же посылает (абсолютно эксклюзивно) за приобретением опыта своего посланца.
Как всегда в таких случаях, в заинтересованных кругах стал распространяться дурманящий запах бюджетных и внебюджетных денег. Многие заявили, что именно антенна с их чердака может послать в эфир первые программы канала «Культура». Дайте только деньги! И мы такое покажем!..
Минкультуры, которое само ведь не может ни вещать, ни лицензию иметь (по секрету от Мининформации), избрало базой для этого несчастную, заброшенную и достославную студию «Киевнаучфильм», ныне называемую «Кинематикой». Есть здесь стены, площади, но ничего нет для телепроизводства, телевещания.
В это же время и трагические, и оптимистические события стали происходить на студии «Укртелефильм», принадлежащей Мининформу. Эта студия всегда была обузой в нашем телехозяйстве, а ныне... предлагается в качестве основания будущему каналу. Как?!
Всегда с этим комплексом на Русановке была у Гостелерадио морока. Где найдешь столько денег на телефильмы? В нынешних условиях — тем более. Хотели даже продать какому-то иностранцу — и это не получилось. Но получился настоящий крах «Телефильма». За его продукцию и показ даже родная Национальная телекомпания уже давно перестала платить деньги. Ныне ее долг составляет 800 тыс. грн. С февраля прошлого года сотрудники перестали получать зарплату. Все затихло и погасло. С осени за неуплату на «Телефильме» отключили свет, тепло, телефоны...
И тут произошло чудо. Новым, уже которым по счету директором, был назначен режиссер Олег Бийма. Заслуженный деятель искусств, лауреат Шевченковской премии. Творческий человек и опытный телевизионщик разработал свою концепцию канала «Культура». Опираясь на возможности... оживляемого им «Телефильма».
Для реанимации студии новому директору удалось получить средства от реализации продукции по Украине. Под концепцию нового канала стали сниматься новые программы. И уже успели наснимать задел для начала вещания — 80 часов своего эксклюзивного материала.
Обнаружились возможности материально-технические, которые раньше никто не замечал. Или они не были нужны. Три павильона с аппаратными и системами освещения готовы для ежедневного вещания. Внедряется компьютерный монтаж, закупается новая аппаратура. Свою масштабную новогоднюю шоу-программу «Интер», богатый «Интер», снимал в павильоне воскресающего «Укртелефильма».
Здесь имеет шанс случиться опровержение: неужели все государственное должно быть нищее и бездарное?! Здесь готовы запускать канал «Культура».
А зачем он нужен, этот канал «Культура»? А кто его будет смотреть? Не случайные вопросы, задаваемые и телебоссами, и даже на пресс-конференциях. Что имеется в виду?..
Имеется в виду наше повсеместное массовое, коммерческое, государственное, рейтинговое ТВ, которое смотрят все и к которому привыкают. Как к единственному, пусть и мутному, свету в окошке. Часто — как к слегка обновленному «коллективному пропагандисту и агитатору». Или — развлекателю, в котором пошлость и мусор маскультуры кажутся делом обыкновенным, а не срамным. «Ибо «пипл все схавает». А бедные телевизионщики зарабатывают себе на хлеб с маслом или без.
Канал «Культура» может быть свежим ветром над мутным океаном. Ибо возвратит нас, а, скорее, поднимет к культуре и просвещению, к эксперименту и классике на телеэкране. И профессионализму. Что — наша телережиссура и драматургия, репортеры, ведущие и аналитики уже достигли высот заоблачных?..
Зачем новая «Культура»? Чего нам недостает? Уже выработана формула горделивая: «Наши программы не лучше, но и не хуже зарубежных». Ладно, отключите зарубежные — тогда посмотрим. Свои. И не все у них на Западе на г-не Рейтинге держится. Ассортимент имеется. От глупой развлекаловки — до очень даже культурных и изысканных каналов. И даже без рекламы, для нас животворящей. Включите наш кабель — и вы увидите их роскошно просветительскую «Дискавери». Добавьте к этому немецко-французское «Артэ» или соседнюю российскую «Культуру». Где дают фольклор. Живет театр. И ничего — с Рейтингом у них все в порядке, и уровень надлежащий. Наше ГосТВ становится все больше арендным предприятием, сдающим все, что можно: помещения, монтажные, павильоны, не становясь от этого ни творчески, ни материально (для сотрудников) богаче. Все на продажу! Кто-то неплохо зарабатывает, отдавая государственное. (Как отдали за бесценок кинематографисты всю коллекцию украинских художественных фильмов со студии А.Довженко. На пропитание свое. Тем, кто богаче. Но не на ГосТВ, конечно.)
Мы становимся рынком для других, для ретрансляции и хороших, и плохих зарубежных каналов. Не только по бедности материальной, но и творческой. Разве элементы творчества в наших передачах не становятся воистину «редкоземельными»?!
Вот почему нам нужен новый культурный и просветительский канал. Не столько потому, чтобы кто-то снова профукал средства, ему выделенные, или гордо заявил: «Смотрите, и у нас есть своя «Культура»... Нет... Даже министерство носит название — «Культуры и искусств». Пусть же прорвется и в нашем эфире чистое и высокопрофессиональное искусство телевизионное и настоящая культура. Разве не стоит хотя бы попробовать?
Конечно, и на этот раз кадры и средства решат все. И лучше открыто объединиться, а не разъединиться во благо этому министерствам и начальникам, соединить возможности, средства, студии. И поручить дело тому, кто умеет и полон энтузиазма. И все зачтется. И поскорее.
КОММЕНТАРИИ
Анна ЧМИЛЬ, заместитель министра культуры и искусств:
Руководителем канала «Культура» должен быть человек, который к концепции канала относится шире, чем просто как к творческой ценности. С другой стороны, это должен быть человек, который понимает всемирное противоречие между цивилизацией и культурой. (Поскольку на сегодняшний день в философии (особенно западной) появился такой параметр, как заангажированность и загрузка памяти. То есть речь идет о концепции получения информации и концепции замены и вытеснения этой информацией творческой сущности и настоящей творческой ценности.) И третий момент, для нас сегодня наиболее сложный, — связанный с сочетанием творчества, культуры и коммерции, поскольку любая программа, любой выход в эфир — это всегда средства. Та концепция канала «Культура», к которой имею отношение я как представитель Министерства культуры, и Министерство культуры в целом — это концепция, связанная с привлечением внебюджетных средств, т.е. средств инвесторов. И речь идет сегодня о 49 % инвестиций и 51 % государственных поступлений, которые материализуются не конкретно в средствах, а материализуются в имуществе, продуктах интеллектуальной собственности, к которым непосредственное отношение имеет Министерство культуры. Следовательно, как вы понимаете, соединение капитала предусматривает и определенные правила игры, суть которых заключается в том, что есть совет директоров, состоящий из представителей тех и других. Конкретного руководителя будет нанимать совет директоров.
По моему мнению, если к созданию канала «Культура» имеет отношение Министерство культуры, то его материальной базой должна стать одна из студий, к которым имеет отношение министерство.
Что же касается взаимодействия Минкульта и Мининформа — это вопрос, на который я для себя не могу получить ответ. Посудите сами, пожалуйста. На сегодняшний день Госкоминформполитики подчинено УТ-1 — государственный общенациональный телевизионный канал. Я бы уже на их месте давным-давно сделала или программу культурологичную, или что- то другое. Я вижу, простите на слове, неспособность Госкоминформполитики в решении этих проблем. Если бы, например, Министерству культуры был подчинен УТ-1, то чего бы я сегодня билась и искала какие-то внебюджетные средства? Например, они сегодня говорят, что канал «Культура» должен создавать «Укртелефильм» во главе с Биймой. Слава Богу! Но если этот канал ограничится фильмами «Укртелефильма», то, простите, какой это канал «Культура»? Какая это культура, простите? Хотя я с огромным уважением отношусь к Бийме, ко всем, кто работает там (это не тот случай, где я защищаю тот или иной интерес).
Олег БИЙМА, генеральный директор студии «Укртелефильм», кинорежиссер, лауреат Государственной премии Украины:
Мы уже отсняли и смонтировали порядка 70 часов эксклюзивного материала (еще 10 часов находится сейчас в работе). Это открытые эксклюзивные рубрики, авторские программы деятелей культуры и литературы, которые, если не являются оракулами каких-то своих идей и позиций, то, во всяком случае, являются теми уникальными, оставшимися на сегодняшний день «реликтовыми особями», которые не бросили свое дело, не изменили ему, «українську мову не зрадили». Я отношусь к каналу «Культура» не как к какому-то фантому — вот завтра придет «дядя», даст деньги, после чего начнется разработка каких-то гениальных проектов. Я очень сомневаюсь, что появятся какие-то безумные деньги, какие-то особые государственные дотации или «вливания» от каких-то толстосумов. Поэтому я знаю, что канал «Культура» — это внутренняя потребность, это то, что должно произойти. И мы все в этом заинтересованы. Причем необходимо, чтобы все это было действительно в какой-то концептуальной, драматургической системе. Нельзя рассматривать канал «Культура» как украинский борщ — этого добавить, того, немножко театра, немножко литературы, немножко музыки, немножко кино — вот тебе и канал «Культура». Нет. Канал «Культура» — это драматургия, это свой взгляд, это свое особое отношение и даже интонация, которая должна присутствовать в этом абсолютно уникальном феномене, который называется каналом «Культура».
Я не считаю, что канал «Культура» следует создавать на какой-то одной материальной базе. Необходимы комплексные усилия, поскольку практически все киностудийные базы на сегодняшний день находятся в очень плачевном состоянии. Мы постепенно начинаем сейчас (я имею в виду «Укртелефильм») подниматься с колен, покупать аппаратуру и т.п. Студия «Укртелефильм» каким-то образом до последнего дня находилась на плаву и занималась, опять же, в первую очередь, именно культурологическими исследованиями, созданием культурологических программ, портретов выдающихся личностей Украины и т.п.
Однако, к сожалению, существует недоговоренность или амбициозность двух ведомств, которая мешает объединить усилия в деле создания канала «Культура». А объединить усилия в решении этой государственной программы, я считаю, просто необходимо. Потому что «Укртелефильм», например, опираясь только на творческий потенциал собственных кадров, не может решить всех вопросов, связанных с функционированием канала. И поэтому я постоянно пытаюсь призвать к какому-то компромиссному и разумному решению руководство Госкоминформполитики, и в разговорах с Богданом Ступкой призываю к этому. Для решения этой программы необходимо объединение всего лучшего, что есть в Украине. Тем более, что канал «Культура» дал бы возможность творческого развития и раскрытия творческого потенциала как для работников, которые находятся в подчинении Министерства культуры, так и для тех, кто находится в подчинении Госкоминформполитики.