Поиск чаши Грааля или любого другого средства решить все проблемы раз и навсегда — отличает романтиков, идиотов и изобретателей. Я тоже хочу внести свою лепту в преобразование мира в связи с началом нового тысячелетия.
Категорически несогласен с тем, что панацеи не было, нет и не может быть. Я уверен, что ею является эффективное образование.
Главным недостатком существующей системы является лекционная форма, когда учитель в школе и преподаватель в ВУЗе в аудитории пытаются «вколотить» знания, вместо организации самообразования, которое гораздо продуктивнее.
Нынешняя система проистекает из глубины веков, когда лекционная форма была естественной и единственно возможной. Книг сначала не было вообще, затем они были в большом дефиците и к тому же трудны для восприятия. Прошли столетия — лекционная форма стала устойчивым стереотипом. Но сегодня все изменилось. Книг много, их можно изготавливать популярными, легко читаемыми. Пришел век аудиплейеров, видеофильмов, компактдисков и Интернета. Учеба в классах, лекции в аудиториях стали анахронизмом. Я признаю благотворную роль педагога, когда это выдающийся человек, артист своего театра. Но таковых мало — менее одного процента корпуса педагогов и преподавателей.
Сегодня школьник, студент вместо того, чтобы читать дома или в библиотеке книгу блестящего специалиста, просиживает штаны в классе или аудитории, слушая посредственного человека. Таким образом школа и ВУЗы стали сегодня главным тормозом научно- технического и социального прогресса. Осознание этого факта позволит целенаправленно создавать новую систему образования, ускорять ее создание, не уповая на то, что со временем новая система пробьет себе дорогу сама.
В настоящее время или в самом ближайшем будущем педагогом будут называть только авторов учебников, видеоуроков и видеокурсов, создаваемых на конкурсных началах под общественным контролем. Как минимум, последний может осуществлять родитель, выбирая школу для ребенка; или абитуриент и студент, выбирая ВУЗ, предметы для изучения и профессоров. Уникальность, преимущество одного университета перед другим будут в значительной мере определяться своеобразием и качеством его учебников. Если 15 лет назад учебник, после того как он был написан, находился в процессе редактирования и отпечатки 3 — 5 лет и это как-то оправдывало необходимость лекций, то сегодня учебный материал, набранный автором на компьютере, может быть отпечатан в течение суток.
ХОРОШО — ЗНАЧИТ БЫСТРО
Однажды я прочитал, что было проведено замечательное исследование: проверили коэффициенты интеллектуальности выпускников школ и учителей, которые их учили. Оказалось, что у всех выпускников показатели выше, чем у педагогов. Не может быть! — думал я, — они же их учили. Постепенно я согласился, что так и должно быть. Молодые умы, напичканные информацией, оказались отмобилизованнее, чем седые головы, озабоченные домашними и хозяйственными заботами. И эти молодые люди, став учителями, тоже будут проигрывать своим ученикам.
Однако тогда возникает вопрос, в каком классе наступает перелом, когда ученики становятся умнее учителей. Исследователи, к сожалению, не поинтересовались этим. По моей оценке, это наступает в восьмом классе, после чего общение учеников с учителями становится опасным. Спор о том, сколько лет учиться в школе — 10, 11 или 12 лет, на мой взгляд, бессмысленен. Не может быть одной цифры для всех. Способные, творческие дети должны в свое удовольствие осваивать программу школы за восемь лет, держать их свыше этого срока — преступление против них и общества. 12 лет — это предельный срок для наиболее слабых учеников.
В век Интернета основной формой учебы как в школе, так и ВУЗах должен стать экстернат. В начальных классах, по-видимому, учителя и уроки в школе будут необходимы всегда, но далее встречи педагогов с детьми полезны лишь на консультациях и общественно-культурных мероприятиях. В ВУЗах лекции могут быть оставлены лишь в отдельных случаях как второстепенная вспомогательная форма учебы с минимально затрачиваемым на них временем.
Самостоятельное изучение предметов во всех отношениях полезнее: рождается аналитическое мышление, развивается умение учиться, лучше запоминается материал. Homo sapiens читает учебник в темпе, который ему наиболее удобен, возвращаясь к наиболее интересным или непонятным местам столько раз, сколько понадобится.
Безумие — писать конспекты на лекциях торопливым криптографическим почерком вместо того, чтобы все это читать напечатанным в книгах на белой бумаге типографским шрифтом. Кто-нибудь возразит, что существенную роль играет моторная память. Ради бога — переписывай учебники полностью или избранные места, если ты без конспектов жить не можешь. Новые условия конспектирования — вне лекций — несравненно более комфортны: не надо торопиться, можно при этом размышлять.
Давно замечено, что чем хуже преподаватель, тем злее он требует присутствия студентов на своих дурацких заунывных песнопениях, грозя отсутствующим карами на экзаменах. Объективный контроль приращаемого ума учеников и студентов будет проводиться с помощью компьютеров. Искусство составлять разумные, психологически и научно выверенные экзаменационные вопросы будет цениться так же высоко, как и великолепные учебники. Неправильно составленные экзаменационные вопросы можно будет обжаловать во всех инстанциях, вплоть до суда. Экзамены, сдаваемые экстерном, должны быть более строгими, чем сегодня на дневном обучении.
Большинство выдающихся педагогов и ученых утверждали, что главная задача школы и ВУЗа — это научить учиться, а не дать некую сумму знаний, которые быстро устаревают. Человек должен учиться не 12 лет в школе, плюс 5—6 лет в ВУЗе, 3—5 лет в аспирантуре и докторантуре, он должен постигать науки и окружающую действительность всю жизнь. Это действительно так. А сроки пребывания в очных учебных заведениях надо по возможности сокращать.
На экзаменах надо проверять не память, а обладание аналитическими способностями, способностью находить и обрабатывать информацию, умение читать, считать, писать и выражать устно свои мысли. Пользование справочниками на экзаменах должно быть всегда разрешено. Оценка работы школ должна включать статистику, сколько детей окончили школу нормально, то есть за 8—9 лет, и сколько вынуждены были тянуть лямку 12 лет.
Теперь, когда читатель понял основную линию статьи, я еще раз вернусь к целесообразности занятий в школе. Да, проще и эффективнее учиться дома. Но может быть главное в школе — не уроки, а перемены, радость общения со сверстниками? Вопрос серьезный. Известно, что ученые, посещая научные конференции и семинары, всегда отмечают, что основную пользу и удовольствие на них получают не от прослушивания докладов, а от общения с коллегами в кулуарах.
Где школьник научится выражать мысли публично, спорить, если он будет мало общаться со сверстниками? Значит, надо учащемуся обеспечить участие в диспутах, коллективные походы на природу, спектакли, выставки, игру в школьном театре, занятия в литературных, научно- технических кружках, изостудиях — и т.п. То есть получить радость общения даже больше, чем он получает сейчас.
Не подрываю я и роль Учителя с большой буквы. Мне известно высказывание Бисмарка, что войны выигрывают не армии, а учителя. Их роль меняется и даже возрастает: писать общегосударственные, региональные и предназначенные только для одной школы учебники ответственно и интересно.
Ни один гранд просветительского мастерства не может быть утрачен, наоборот, всякий педагогический успех может быть тиражирован через Интернет и телевидение.
Система образования тесно связана с его содержанием. Качество учебников контролировать и поднимать на выдающийся уровень значительно легче, чем лекции. Если в тоталитарном или авторитарном обществе лекции иногда были проявлением свободомыслия, то в демократическом пространстве любые ценные мысли можно излагать в книгах. Придушение экстерната равноценно в значительной мере запрету на образование.
Я обратился в Министерство образования и науки Украины за информацией о состоянии экстерната в стране. Первый заместитель начальника департамента высшего образования Ярослав Болюбаш любезно сообщил следующее. Экстернат в ВУЗах существовал по аккредитованным специальностям с 1922 по 1951 год; в 1988 г. был восстановлен только в девяти ВУЗах СССР, в том числе в Киевском госуниверситете им. Т.Г.Шевченко; в 1995 г. был расширен на новой нормативной базе. 8 декабря 1995 г. появился Приказ Министерства образования Украины № 340 «Об утверждении Положения об организации экстерната в высших учебных учреждениях Украины», этим Положением и регулируется экстернат по сей день.
По-моему мнению, названное Положение устарело. Оно распространяется только на государственные ВУЗы, а сегодня уже много негосударственных и их число растет. Согласно Положению разрешение на открытие экстерната дает Министерство образования по заявкам ВУЗов, которые в свою очередь должны сами определиться, нужен ли им экстернат. Чрезмерная зарегулированность очевидна, но никто не торопится ее отменять. Почему-то предусмотрено зачисление в экстернат на условиях, определяемых ВУЗами, — вместо заявительного принципа. Поражает требование, чтобы количество экстернов (лиц, обучающихся и сдающих экзамены экстерном) по каждому направлению подготовки (специальности) не должно превышать пяти процентов от контингента студентов дневной формы обучения. К тому же число экстернов не дотягивает до этой нормы из-за чинимых препонов и отсутствия информации об экстернате среди молодежи и всего населения.
Ужас: в 2000 г. лишь 787 выпускников школ Украины получили аттестаты, обучаясь экстерном. По ВУЗам вообще нет статистики по этому вопросу, есть лишь ориентировочная оценка. Цель этой статьи — обратить внимание общественности на то, чтобы в ближайшие годы стало наоборот: 95% или более могут учиться экстерном и лишь 5% или менее — на дневной форме.
В Положении есть запись: «Экстерн, при условии успешного выполнения им индивидуального учебного плана, может быть переведен в число студентов на общих основаниях». Этот пункт может быть заменен на противоположный: «Студент, как при условии успешного выполнения им учебного плана так и без этого условия, может быть по его желанию в любой момент переведен в число экстернов».
Да, в прошлые годы заочная форма образования давала значительно худшее образование, чем дневная форма — из-за отсутствия учебников и строгих объективных экзаменов. Но сегодня — у экстерната другие возможности. Что лучше: слушать или читать? Такова сегодня, по моему мнению, главная методологическая проблема образования. Тот, кто полагает, что необходимо и то и другое, — трагически ошибается. Время, затрачиваемое на слушание, может с большей эффективностью использовано на чтение.
СОБЛЮДАЙТЕ ДИСТАНЦИЮ, ЭТО ВЫГОДНО
В высокоразвитых странах в последнее время много говорят о необходимости расширения дистанционного образования, при этом не забывают указать, что оно будет активно использоваться заключенными в тюрьмах. Мне кажется, что для постсоветских стран, где заключенные часто находятся по 30 человек в камерах, рассчитанных на 10 лиц, этот аргумент мало актуален. Едва ли в таких камерах будут изучать «Феноменологию духа» Гегеля или особенности банковского кредита в Канаде. Мне представляется, что это образование особенно необходимо для фанатов Интернета, тратящих понапрасну время за компьютерными играми дома и в Интернет-кафе.
Постиндустриальное информационное общество создает точку опоры и выдвигает новые требования к образованию, которое может быть тем архимедовым рычагом, который способен перевернуть мир. Все эти лозунги — тот, кто владеет информацией, тот владеет всем; побеждает не тот, кто пользуется информацией, а тот, кто ее создает; умные здоровее и живут дольше, высокообразованные имеют наивысшую производительность труда — справедливы. Экономика стран и благосостояние населения в информационном обществе зависят от образования больше, чем раньше. «Вбрасывание» в экономику молодых высокообразованных людей, способных освоить новейшие технологии, развивать науку и технику — будет решающим фактором в подъеме и соревновании стран.
Значит ставка на эффективное образование — беспроигрышна. Затраты? Давайте подсчитаем. Гонорары авторам учебников, их отпечатка, изготовление видеокурсов, активизация перехода на «машинные» экзамены — все это не смертельно. По моей оценке, технически и экономически вполне можно за два-три года перейти на новую систему учебы. Труднее сломать психологические барьеры.
Важный момент: экстернат в государственных учебных заведениях должен быть бесплатным. Сейчас в ВУЗах при несравненно меньших расходах — по сравнению с дневным обучением — за экстернат деньги «дерут». Про школы не знаю. В негосударственных заведениях, естественно, экстернат будет платным, но это должна быть самая дешевая форма учебы.
Некоторым рядовым читателям, а также общественным деятелям и руководителям тема разговора покажется сюрреалистичной. Напомню, что экстернат и дистанционное образование как с помощью Интернета, так и без него, в мире уже присутствуют. Например, в России можно назвать Дистанционный центр Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (www.cdo.ru/), Русский институт управления (www.tantal-rim.com/), Международный университет «Содружество» (www.user.cityline.ru/~iusod). В Украине раскручивается Дистанционный центр на базе Национального технического университета «Киевский политехнический институт». Есть и другие подобные инициативы. Речь идет о необходимости коренного изменения техники и методологии образования, превращения малых ручейков в основной поток. Отказ от лекционной формы просвещения и замена его на современное, хорошо подготовленное самообразование позволит резко поднять его эффективность, решить все проблемы экономики, которые не могут быть преодолены без наилучшего, постоянно поддерживаемого на высоком уровне образования.
Дискуссии вокруг рационального обучения длятся годами и даже столетиями. А мир, особенно сегодня в области информационных технологий, меняется ежедневно.
Существующая система усвоения знаний в мире и Украине полностью устарела, необходимо ее радикальное переустройство, которое позволит решить любые социальные и экономические проблемы. В связи с появлением технических возможностей (рост числа компьютеров в быту, расширение Интернета, резкое повышение оперативности книгопечатания) необходимо сделать ставку на самообразование, экстернат, дистанционное обучение. Пока суд да дело государственные органы образования и частные учебные заведения могут форсированно готовить учебники в бумажном и электронном виде и соответственно расширять экстернат.
Сегодняшние так называемые реформы в просвещении и высшей школе существенно ничего не меняют и лишь отвлекают внимание от глубинных реформ. Напротив, предлагаемое современное эффективное образование может стать панацеей.
КСТАТИ
Недавно в Киеве в Международном центре перспективных исследований состоялся семинар по стратегическим направлениям реформирования науки и образования в Украине. Задачей семинара был анализ современной научно-технической и образовательной политики. Участие в обсуждении приняли представители Администрации Президента Украины, Верховной Рады Украины, Секретариата Кабинета Министров Украины, министерств и ведомств, украинские и международные независимые эксперты, журналисты.
В исследовании «Определение направлений и путей трансформации науки и образования в контексте европейской интеграции Украины» указывается: «В условиях постоянного экономического спада в течение первых восьми лет независимости правительство Украины, не выработав с самого начала эффективной стратегии реформирования экономики, постепенно стало выполнять функции пожарной команды. Вопросы финансовой поддержки важных сфер жизнедеятельности страны решались путем постоянного перераспределения ресурсов по принципу ручного управления, основным рычагом которого был субъективный фактор. При отсутствии стратегического мышления в правительствах, которые менялись, это постепенно привело к тому, что научная и образовательная отрасли выпадали из числа действительных государственных приоритетов... Таким образом, на политическом уровне Украина продекларировала Европейский выбор, ее экономика начала переориентироваться на систему функционирования в рыночных условиях, а наука и образование остались ориентированными на старую систему, активно репродуктируя ее».
Сегодня Украина все еще занимает ведущие позиции в космонавтике, авиастроительстве, технологиях двойного назначения, производстве новых материалов, сварочных технологиях. Значительный потенциал накоплен, но не реализован в отрасли информатики, нанаэлектроники, биотехнологиях и других. Должным образом это не используется в экономике, поскольку сохраняется старая структура администрирования, ведомственные и отраслевые интересы которой не отвечают единой стратегии экономических реформ и развития научно- образовательной сферы. Исходя из этого, основной целью новой научно-образовательной политики должно стать обеспечение соответствия интеллектуального и технологического ресурса Украины требованиям экономических реформ и задачам европейской интеграции, указывается в исследовании. Эксперты считают, что новая научно-образовательная политика должна стать прозрачной, разработанной на основании современных подходов к принятию политических решений, что обеспечит ей широкую поддержку общественности и соответствие потребностям общества.
Владимир НИКИТИН, консультант Международного центра перспективных исследований, доктор культурологии сказал: «Реформы в образовании предлагают сами педагоги, и потому изменения, которые предлагаются, касаются важных вещей, но вещей педагогических. При этом почти не рассматриваются рамки, в которых должна идти образовательная реформа — рынки труда, стратегии развития общества и тому подобное. Важно, чтобы в изменениях в образовании участвовали педагоги, но реформа должна быть делом всего общества, а не только узким ведомственным делом».