Первоначальные формы благотворительности в виде подаяния милостыни нищему пришли к нам из самых отдаленных веков до нашей эры, однако нормой жизни общества благотворительность стала с момента становления христианства. Своей щедростью прославился в Х веке киевский князь Владимир Святославович. Своим уставом он официально вменил в обязанность духовенству социальную помощь старым, больным и калекам.
Проблем и противоречий во взглядах на гуманизм множество. Всемирно известный миллиардер, блестящий топ-менеджер современности Генри Форд считает, что «благотворительность никогда еще не разрешала задачи на сколь-нибудь длительный срок». В своей книге «Моя жизнь, мои достижения» он делится своим опытом решения социальных проблем и излагает новую философию благотворительности: «Профессиональная благотворительность не только бесчувственна; от нее больше вреда, чем помощи. Она унижает принимающего и притупляет самоуважение. Подавать легко; гораздо труднее сделать подачку излишней». Форд считает, что «важнее уничтожить корень зла — нищету, чем ограничиваться временными подачками, когда целые слои населения выдерживаются в состоянии ребяческой беспомощности». Опыты на его заводах доказали, что «в хорошо организованной промышленности всегда найдутся места для калек, хромых и слепых».
В советские времена любой вид благотворительности рассматривался как пережиток прошлого, придуманный эксплуататорскими классами для защиты угнетенных от заражения идеей классовой борьбы. Благотворительные организации были упразднены: светская благотворительность как «буржуазное явление» была ликвидирована в 1923 году, а в 1928 году та же участь постигла и церковную благотворительность. «Руководящая и направляющая» стала монопольно распределять подачки, компенсации и льготы, исполняя роль Всесоюзного благотворителя. А об именуемых братской помощью небескорыстных гуманитарных акциях в зонах стратегических интересов бывшего СССР и их размерах не принято было распространяться.
Так было до момента Чернобыльской катастрофы, когда на ликвидацию этого масштабного бедствия у страны, вступившей в эпоху горбачевской перестройки, уже не хватало адекватных сил и средств. В Украину пошел гуманитарный поток «чистого» продовольствия, медикаментов, техники и денежных средств из разных стран. Вызванное Чернобылем и подкрепленное демократическим духом перестройки милосердие и сострадание становится приметой обновляемого общества.
Наряду с многочисленными обществами трезвости стали появляться как грибы после дождя различные гуманитарные организации. Своего численного апогея они достигают в 1992- 1993 годах. Во главе благотворительных организаций и гуманитарных фондов чаще всего оказываются не успевшие перестроиться на демократическую волну власти, оставшиеся не у дел комсомольские лидеры или моложавые представители бывшей КПСС. Возможность адресно распределять «гуманитарку» в условиях пустых прилавков магически притягивала все новых и новых желающих. Этому притяжению способствовало отсутствие правового поля и законодательных актов.
Поток «гуманитарки» резко сократился после введения закона о налогообложении гуманитарных грузов. Поэтому 4 июля 1998 г. Президентом Украины был подписан Указ «О гуманитарной помощи в Украине». В нем устанавливались некоторые принципы правового регулирования гуманитарной помощи.
Вместе с тем назрела необходимость решения вопроса о льготах в налогообложении для отечественных предприятий, оказывающих гуманитарную помощь. Тем более, что в тех странах, где льготы в налогообложении хорошо отработаны, предприниматели охотно оказывают социальную помощь.
Первым реальным законодательным актом стал закон Украины «О гуманитарной помощи», который вступил в силу 01.01.2000 г. В нем говорится, что «гуманитарная помощь… освобождается от налогообложения», если ее получатели относятся к неприбыльным организациям, а приобретатели не используют ее в коммерческих целях. Однако безналоговой для предприятия финансовая помощь может быть в объеме, не превышающем 4% налогооблагаемого дохода предыдущего отчетного периода.
Разумеется, еще рано говорить о достижении законодательной гармонии, способствующей оптимальной деятельности благотворительных фондов, но можно смело констатировать тот факт, что период хаоса и беспредела закончен.
Лидерами среди мировых гуманитарных организаций являются Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) и ЮНИСЕФ, работающие под эгидой ООН. Международный Комитет Красного Креста и Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного полумесяца также представлены во всех без исключения странах мира и, несмотря на стремление сохранить свой особый статус «нейтральной» гуманитарной организации, постепенно отходят от политики самоизоляции и имиджа элитарного клуба «богатых швейцарских филантропов», начинают координировать свои усилия с УКГВ ООН.
Самым крупным и авторитетным гуманитарным фондом Украины является Национальный Фонд социальной защиты матерей и детей «Украина — детям», ежегодный оборот благотворительной помощи которого находится в пределах 6 — 7 млн. гривен. Значительную долю помощи составляют лекарства.
Украинская благотворительность сейчас находится на стадии развития. Стихийный всплеск численности благотворительных организаций перешел в фазу стабилизации. Отсеялись те, кто не в состоянии заниматься благотворительностью в условиях экономического кризиса, и отсеяли тех, кто пришел в благотворительность с корыстными целями.
Цивилизованные общества волнуют также вопросы прозрачности деятельности гуманитарных фондов и тщательного их контроля. Теневой, но не откровенно криминальный капитал, вероятно, может быть легализован в благотворительных целях. Этот вопрос уже неоднократно освещался в СМИ постсоветских государств. Действительно не так уже и мало бизнесменов, готовых оказывать помощь нуждающимся. Но они боятся это делать легально, предпочитая не делать этого вообще или помогать инкогнито. Проще говоря, спонсируется понравившаяся личность из черной кассы или личного кошелька. Менталитет более смелых неомеценатов чаще всего не идет далее спонсирования эротических шоу или роскошных самоутверждающих презентаций.
Необходимы изменения государственной политики и общественного мнения, формируемого СМИ, чтобы главными объектами переориентации меценацтва были либо социально обездоленные люди, не имеющие возможности своими силами изменить судьбу к лучшему (инвалиды, больные, дети-сироты), либо отечественная наука, высшая школа, культура и искусство.
Для отечественных бизнесменов-меценатов настало время узнать о принципах практической благотворительности, иначе говоря, о 1000 и 1 способе извлечения пользы из благотворительности.