Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Граница Саудека

5 декабря, 2000 - 00:00

Выставка «Мир Яна Саудека», открывшаяся на днях в Украинском доме, конечно, была нужна уже давно. Этот чешский фотограф, прославившийся далеко за пределами своей страны как мастер причудливых, с ощутимым оттенком сюрреализма, композиций, в нашей стране стал известен сравнительно недавно. Первый всплеск интереса к творчеству Саудека наблюдался несколько лет назад, когда стали доступными качественно изданные альбомы его творений. Несмотря на некоторый спад этой заинтересованности, все же на экспозиции было многолюдно. Имя есть имя.

Саудек наиболее всего прославился своим умением эффектно передавать человеческую плоть, возводить ее до уровня символа или превращать ее в часть сновидения, фантазии, галлюцинации. Подавляющее большинство его работ можно отнести, с определенными оговорками, к эротической фотографии. Действительно, «обнаженка» — мужская, женская или детская — непременный, центральный элемент Саудекова мира. В сумеречном колорите стилизованных под ХIХ век интерьеров застывают манерные модели. Многие фото откровенно театральны — но это спектакль в двух действиях, посвященный выявлению скрытых пороков: групповому портрету странно одетых персонажей обязательно вторит фотография все тех же особ, но уже догола раздетых («Божественная комедия», «Свадьба»). В общем, приемы шокирования публики у Саудека достаточно просты — совмещение крайностей черного-белого, хрупкого-взрослого, одетого-обнаженного. Даже знаменитое фото 1966 года «Жизнь» построено на контрасте тельца грудного младенца с мощным мужским торсом. И почему-то, почти бессознательно, глядя на это фото, отмечаешь — «Как на рекламе «Беннетона». Нет, конечно, рекламный бизнес многое взял у Саудека — и в идеях, и в технических приемах. Но все же кажется, что и сам Саудек — не то чтобы вторичен, а как-то не очень просторен, что ли. Его тонированная виртуальная реальность прекрасно смотрится под выставочными софитами. Всякая публика перед этими фото чувствует себя хорошо — и интеллектуалы, которым Саудек дает возможность пуститься в психоаналитический пляс, и богатые, которые с удовольствием повесили бы некоторые «фотки» у себя в особняке или в офисе, и безыскусный зритель, которому в очередной раз сделали «обнаженно и красиво».

Таков и есть мир Саудека — он без проблем, и для всех. Можно, при желании, вычитывать какие-то потаенные послания. Но это все же мир неги, сладких и пьянящих видений. Похожий на уютную комнатку. наполненную томящей музыкой и ароматом благовоний.

Но за границами этой комнатки на самом деле ничего нет.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ