Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ «ВЫВОДЯТ В МИР» ЭНТУЗИАСТЫ

1 декабря, 2000 - 00:00

3 декабря — Международный день инвалидов. Наиболее актуальной проблемой украинского общества сегодня является проблема преодоления изоляции инвалидов от общества. Для этого нужно перестраивать мировосприятие не только инвалидов, а и общества в целом. Инвалидам надо учиться жить среди здоровых людей, а тем, кого это беда обошла, надо научиться сотрудничать с людьми с особыми потребностями. Раньше считалось, что для обделенных судьбой людей лучше существование в кругу себе подобных и для этого создавались все условия. Сегодня мы становимся более толерантными, отказываемся от шаблонов в нашей жизни. Один маленький мальчик когда-то сказал про своего умственно отсталого брата, что он очень хороший, просто он не такой, как мы. Понятно, что мальчик этот был не с советских просторов. Сегодня мы понемногу начинаем поворачиваться лицом к людям с особыми потребностями, но мы еще не понимаем их. Детская инвалидность в Украине имеет стойкую тенденцию к возрастанию. Количество детей-инвалидов за последние шесть лет увеличилось на 20 тысяч человек. Каждый пятый ребенок находится в интернате. В 385 интернатах для детей с незначительными пороками умственного и физического развития системы Минобразования — около 61 тысячи детей, в 122 санаториях-школах и школах интернатах для детей с хроническими заболеваниями — около 16 тысяч, в детских домах- интернатах системы Минтруда — 8,1 тысяч. Социальная адаптация инвалида может начинается с детства. Сегодня большинство таких детей находятся в школах-интернатах и потому именно в этих школах и должна начинаться их подготовка к реальной жизни.

Корреспонденты «Дня» побывали в Киевской школе-интернате для слепых №5 . Эта школа была основана в 1884 году как приют для 50 слепых детей, а сегодня в ней живет и учится 145 детей, треть из которых — абсолютно слепые вследствие травмы, болезни или от рождения. Ученики, которые немножко видят, могут различать день и ночь, цвета на маленьком расстоянии, очертания больших предметов. Все ученики читают руками книжки, созданные по специальной методике Брайля, где буквы и цифры записанные выпуклыми точечками. Учатся слепые дети по программам для обычных школ, без упрощений или сокращений. Директор интерната Людмила Коваль рассказывает, что благодаря ее трехлетним ходатайствам в этом году школа получила статус средней и детям не придется для продолжения образования ехать в Харьков или Львов, как это было раньше. Кстати, ученики еще в школе смогут получить специальность массажиста и оператора компьютерного набора. Профессиональное обучение проводится в двухлетний срок по программе для медицинских училищ и программе по информатике.

Важнейший специальный предмет в интернате — ориентация в пространстве. Новички изучают школу по макетам и потом по памяти ориентируются в пространстве школы без всякой помощи, не выставляя вперед руки и не держась за стену. Детей учат «видеть», развивая слух, сенсорные возможности, память. Ученики учатся пользоваться общественным транспортом, переходить дорогу. Для них проводятся экскурсии по городу, в музеи, они посещают театры Киева. Администрация театров всегда идет навстречу и даже, если нет свободных мест, ставит дополнительные стулья. Театр на Подоле организовывает сопровождение спектакля ведущим, который описывает костюмы героев, декорации и т.п.. Ученики интерната с помощью учителей ставят спектакли, в прошлом году играли «Ромео и Джульетту» Шекспира. Участие в спектакле позволяет лишний раз попрактиковаться в «овладении» пространством, ощутить себя полноценной личностью. Кое-кто из учеников учится в обычной музыкальной школе, учителя которой проводят занятия прямо в интернате. На уроках родного языка слепые овладевают искусством описания местности — рельефа, расположения предметов и прочее. У Аленки Кваши описания выливаются в настоящие поэтические строки. Она переносится в то время, когда еще могла видеть: «Я дитинство золоте згадаю — світлі ранки, тихі вечори. Там за гору сонечко сідає і встає щоранку з-за гори. Там ромашки в травах білі-білі світять в далеч вогниками мрій, там вишневі світлі заметілі і кульбабки погляд золотий...». Развивать представления помогает и кабинет аромотерапии, где под музыку и приятные запахи растений дети не только лечатся, но и фантазируют. Обучение для слепых детей — трудная работа, они все время находятся во тьме, где голос учителя во время занятий почти единственный источник информации. Специальные наглядные средства, учебники сохранились еще с советских времен, так как изготовлялись эти вещи в основном на территории России. Но вопреки всем экономическим проблемам интернат готовит детей к жизни — учит не только высоким наукам, но и как есть приготовить, шить, стирать, гладить, держать в руках молоток и лобзик. Сегодня интернат находится на частичном государственном обеспечении, то есть бесплатно детей только кормят, но им же многое еще надо: от одежды до современной техники и учебников. Помогает интернату Международный благотворительный фонд развития ребенка, по выходным наведываются волонтеры благотворительного учреждения «Надежда».

КСТАТИ

В Украине насчитывается более 2,4 млн. инвалидов. Система социальной защиты населения обслуживает сегодня 109,7тысяч человек, ставших инвалидами вследствие профессионального травматизма и профзаболеваний, 239,6 тысяч инвалидов войны, 298,2 тысячи инвалидов с детства, 74,4 тысячи инвалидов из-за последствий аварии на Чернобыльской АЭС и более 150 тысяч детей-инвалидов. Украина подписала и ратифицировала целый ряд международных правовых документов, которые касаются инвалидов, и в частности — Общую декларацию прав человека, Декларацию по правам инвалидов, Руководство обеспечения равных возможностей для инвалидов, Позитивное и полное включение инвалидов во все сферы жизни общества и руководящая роль ООН в этом процессе.

По законам Украины талантливые дети- инвалиды имеют право на бесплатное обучение музыке, изобразительному искусству в общих или специальных внешкольных учебных заведениях. Инвалиды I-II групп зачисляются вне конкурса в высшие учебные заведения при условии сдачи вступительных экзаменов на положительные оценки. Во время обучения пенсии и стипендии должны выплачиваться в полном объеме.

Десять лет назад для защиты прав инвалидов был создан Союз организаций инвалидов Украины. Как сообщает корреспондент информационного пресс-центра СОИУ Константин Пятилетов, сегодня Союз объединяет 650 тысяч граждан Украины. Организациями СОИУ основано около 300 различных предприятий, а предоставленные законодательством льготы дают возможность этим предприятиям конкурировать на рынке. Союз также принимает активное участие в социальных программах. Конкурс «В XXI век — без барьеров» создан для привлечения внимания к проблемам инвалидов, которые пользуются колясками, и больных ДЦП. СОИУ выступил соучредителем экономического колледжа в Симферополе, где инвалиды получают компьютерные профессии и затем им помогают устроиться на работу по специальности. Союз также сотрудничает с международным университетом «Украина», где также учатся инвалиды, здесь они проходят психолого-педагогическую адаптацию и реабилитацию. В 2001 году СОИУ будет иметь консультативный статус при Совете Европы. К сожалению, как сообщает пресс-центр Союза, положения международных документов, касающихся инвалидов, в стране должным образом не реализуются.

КОММЕНТАРИЙ

Вадим КОБЫЛЬЧЕНКО, старший научный сотрудник лаборатории тифлопедагогики института дефектологий АПН Украины:

«Лаборатория занимается коррекционным обучением и воспитанием школьников с недостатками зрения. В советские времена была система раздельного обучения и воспитания, а затем и существования инвалидов и общества в целом, так как большинство слепых работало в обществах слепых (УТОСах), где они обеспечивались не очень сложной работой, а с другими людьми почти не общались.

Тогда строилось общество «социального благоденствия», поэтому форма интернатного обучения и воспитания детей-инвалидов как возможность запрятать проблему за забор советскую систему целиком устраивала. Сегодня отношение к инвалидам в нашем обществе меняется к лучшему, но, к сожалению, только благодаря стараниям отдельных энтузиастов. В Педагогическом университете им. Драгоманова в Киеве на дефектологическом факультете слепые выпускники школ овладевают профессией тифлопедагога, в медицинском училище в Херсонской области учится целая группа будущих слепых массажистов, Черновицкое учебно-производственное объединение старается помогать слепым с высшим образованием овладевать компьютерными технологиями. Жаль, что инновации сегодня в Украине в основном строятся только на инициативе отдельных людей и иностранных благотворительных организаций. Вера Ремежевская, завкафедрой развития личности Львовского областного научно-методического института образования, еще работая в школе для слепых, поставила целью, использовав иностранный опыт, создать исследовательскую площадку для психологическо-социальной адаптации детей со слабым зрением. На сегодня это стало реальностью — учебно-реабилитационному центру «Львенок» исполнилось 5 лет. Комплекс центра включает дошкольное и школьное отделения. Дети живут в семьях, а центр посещают для обучения и лечения в дошкольном возрасте и в начальных классах, а в 5 классе дети переходят в обычную общеобразовательную школу целым классом, продолжая посещать центр после уроков как группу продленного дня, где могут получать помощь в обучении и лечении. В центре Татьяной Пичугиной, главным детским логопедом Львовской области, разрабатывается методика работы логопеда со слепыми детьми, так как у детей с нарушениями зрения обнаруживаются и специфические нарушения речи и письма.

Сегодня в Украине делаются первые шаги по интеграции инвалидов в общество, и родители детей-инвалидов должны иметь право выбора между интернатом и другим учебно-реабилитационным учреждением, как во всех цивилизованных демократических странах.

Материал подготовила Людмила РЯБОКОНЬ, «День». Фото Леонида БАККА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ