Переговоры поставили больше вопросов, чем дали ответов.,
а посему переговорный газовый марафон легко переступает последнюю осеннюю
черту и дальше покатится уже по снегам и морозам, что автоматически и очень
резко меняет потенциал бегунов... К 30 ноября, когда в Минске состоится
встреча глав правительств СНГ, эксперты подготовят проекты соответствующих
документов, а до 15 декабря стороны, по словам М.Касьянова, должны подписать
документы, закрепляющие достигнутые договоренности, которые прежде всего
касаются несанкционированного отбора Украиной российского газа и его реэкспорта.
Поэтому прогнозы не слишком оптимистичны для Украины.
Беспрецедентное давление, оказанное в подмосковной резиденции
на Украину, во многом достигло своей цели именно потому, что ему подверглось
слабое во многих вопросах украинское правительство. Не поэтому ли на сегодня
«главное достижение» переговоров заключается в том, что украинская сторона
заверила Россию: Киев предпримет все необходимые меры для недопущения экспорта
газа с территории Украины и несанкционированных его отборов. Между тем
президент Украины Леонид Кучма несколько месяцев тому своим Указом строжайшим
образом запретил несанкционированный отбор. И вопрос: «Почему тогда на
переговорах в Москве опять всплыла эта проблема?» далеко не праздный. На
этот раз, как считает М.Касьянов, украинское правительство будет использовать
для выполнения данного слова в том числе и экономические методы, в частности,
путем введения экспортной пошлины на газ до уровня, делающей его экспорт
«непривлекательным».
В свою очередь Россия на словах обязалась обеспечить транзит
через свою территорию туркменского газа в Украину.
В очень интересной трактовке обсуждалась возможность предоставления
Украине дополнительных объемов газа сверх тех договоренностей и контрактов,
которые будут заключены на будущий год. «Если у Украины возникнут потребности
в большем объеме газа, мы осуществим дополнительные поставки, которые будут
оформлены в виде госдолга», — сказал М.Касьянов. Другими словами, дальнейший
несанкционированный отбор будет сразу же оформляться как государственный
долг. И В.Ющенко с полным пониманием дела подчеркнул, что все эти договоренности
направлены на решение ключевой проблемы двустороннего сотрудничества в
газовой сфере, а именно — несанкционированного отбора российского газа,
хотя и умолчал о том, по какой цене Украина согласилась санкционированно,
но сверх договоренностей брать российский газ. Есть данные, что вместо
называвшихся ранее $109 за тысячу кубометров газа Украина будет записывать
на себя по $240., а при несвоевременных текущих проплатах — выплачивать,
как считает «Интер», немыслимые 15% годовых...
Говоря о газовом балансе Украины на будущий год, В.Ющенко
сообщил, что предположительно он будет покрываться на 30-32 млрд. кубометров
газа за счет транзита российского газа, на 30 млрд. кубометров — за счет
туркменского газа и на 18 млрд. кубометров — за счет собственной добычи.
Вторую ключевую проблему украинско-российских отношений
— газовые долги — решить так и не удалось. Хотя Россия и предложила Украине
восьмилетнюю рассрочку ее долгов за поставленный российский газ, М.Касьянов
отметил, что окончательное решение по вопросу реструктуризации долгов Украины
за поставленный Россией газ пока не найдено. По- видимому, В.Ющенко самостоятельно
не отважился уступить России 51% украинской газотранспортной системы, а
на меньший пакет не согласна российская сторона. Взамен восьмилетней реструктуризации
долгов Украины потребовали контрольный пакет (51%) газотранспртной системы,
пишет «КоммерсантЪ — дейли».
По словам М.Касьянова, по конкретной схеме и форме реструктуризации
долга стороны имеют разные позиции. «Мы настаиваем на том, что этот долг
должен быть оформлен в качестве государственного долга, Украина же видит
другие формы оформления этого долга», — сказал премьер (Интерфакс- Украина).
Ющенко в Москве отверг возможность передачи «Газпрому»
акций украинских предприятий в обмен на долги. Однако, если отбросить патриотическую
риторику и оценить результаты нынешних переговоров, то стает очевидным
тот прискорбный факт, что они создали все условия для такой передачи в
уже недалеком будущем. Особенно, если учесть, что отобранный газ ложится
на плечи наших граждан в виде госдолга, к тому же при сверхвысокой цене
газа.
Не удалось согласовать и суммы украинской газовой задолженности.
М.Касьянов не стал ее называть, сославшись на то, что этот вопрос не обсуждался
в ходе нынешней встречи. «Нас не особо волнует цифра, главное для нас найти
пути урегулирования накопившегося долга», — сказал он. Сумма, отметил премьер
РФ, будет согласовываться на экспертном уровне. (Ранее глава «Газпрома»
Рэм Вяхирев заявлял, что задолженность Украины за поставленный Россией
газ превысила $2 млрд.) Украинская сторона настаивает на значительно меньшей
сумме. В пятницу В.Ющенко на пресс-конференции в Москве заявил, что с учетом
основных и подтвержденных данных, включающих пени и штрафы, долг Украины
составляет на сегодня $1,362 млрд. Говорят, В.Ющенко надеялся на списание
части долга, но Касьянов его в этом не поддержал. Кроме того, россияне
настояли, а В.Ющенко, по-видимому, согласился с тем, что в разряд государственного
долга переходят и корпоративные долги. При этом Украине полностью запрещен
экспорт газа, в том числе и собственного.
Естественно, в Москве итогами переговоров довольны. Украине
же есть над чем задуматься. Как сказал эксперт «Дня» президент компании
«RTV чинел ЛТД» Юрий Збитнев, «Россия так или иначе будет проводить свою
жесткую политику в отношении Украины». По его мнению, эта ситуация продлится
до марта, когда окончательно решится вопрос об изменениях в руководстве
РАО «Газпром». Но в любом случае, считает газотрейдер, ключевым вопросом
для России остается наша газотранспортная система и ее стремление добиться
управления ею. От того, как будет меняться ситуация в удовлетворении этих
претензий, мы будем ощущать на себе ценовую политику Москвы для Украины,
уверен Ю.Збитнев. Но дальнейший рост газовой составляющей будет неизбежно
вести к финансовым осложнениям в Украине. Хотя тут есть и определенные
преимущества: По его мнению, при цене газа в $240 чиновники, рулящие газовым
рынком, десять раз подумают, прежде чем законно или полузаконно разрешить
реэкспортировать газ за рубеж, что стало у нас уже секретом полишинеля.
Вице-президент Национального резервного банка (Москва)
Вячеслав Юткин, комментируя итоги переговоров в Москве, сказал «Дню»: «Такие
переговоры нужно готовить заранее, а с наскока вопрос не решишь. Налицо
определенное противоречие между ветвями власти. Высшая власть в Украине
говорит о целесообразности разрешения долговой проблемы и поиске компромисса
на условиях предоставления концессии на газотранспортную систему, тогда
как исполнительная власть считает это неприемлемым. В этом противоречии
суть полученных результатов. Не выработан общий подход, хотя переговоры
проводятся на высших уровнях. И это еще более ослабляет позициюУкраины.
Кстати, нет четкого подхода в этих вопросах и у другой стороны. Нет условий,
программы, на которые бы согласилась Россия. Каждая из сторон до сих пор
не уяснила, что же надо положить в основу этого соглашения. Нет четких
формулировок, на основе которых можно было бы наводить мосты. Позиции слишком
уж противоположны и нет даже намека на то, что они могут сблизиться». @=>
Окончание на 2-й стр.
Вадим КАРАСЕВ, заместитель руководителя харьковского
филиала Национального института стратегических исследований:
— Отношения правительств России и Украины явно нельзя охарактеризовать
как широкоформатные, скорее они имеют моносюжетную линию, связанную с транзитом
газоресурсов, газовой трубой и проблемами вокруг нее. Эта позиция, учитывая,
что она напоминает отношения скорее донора и рецепиента, не способствует
крепким позициям нашего правительства во время переговоров. К тому же я
мог бы выделить три фактора, которые мешают украинскому правительству выступить
с сильных позиций в переговорном процессе с правительством Касьянова. Во-первых,
необходимо отметить, что российская исполнительная власть выступает на
переговорах с консолидированных позиций. Учитывая же то, что позиции правительства
Касьянова на сегодня — достаточно крепки, постоянно идут мониторинги и
консультации с президентом и учитывая, что командный дух в российском правительстве
— на подъеме, то в таких условиях правительству В. Ющенко — довольно трудно
поставить серьезные позиции и тем более серьезные аргументы. Особенно,
если учитывать и то, что командный дух нашего Кабинета Министров — явно
не на подъеме. Во-вторых, нужно все-таки учитывать тот факт, что в отношениях
между правительствами, с российской стороны очень хорошо работает связка
Касьянов — Христенко, учитывая то, что Христенко курирует все энергетические
и транзитные вопросы. Понятно, что в нашем правительстве такой связки нет.
Есть особая позиция вице-премьер-министра по энергетическим вопросам, особая
позиция министра энергетики и топлива, понятно, что это не принципиальное
различие позиций, но нет такого консолидированного, командного духа в отношении
энергетической политики. (Стоит заметить, что Виктор Ющенко взял с собой
в Москву не горячо отстаиваемого им вице-премьера Тимошенко, а министра
энергетики и топлива Ермилова. — Ред. ). И третий момент, который
можно было бы отметить: переговоры в сфере энергетической политики это
— явно нелюбимая тема нашего премьер- министра, учитывая его больший опыт
в финансовых вопросах. Все эти факторы в совокупности и определяют прежде
всего оборонительную стратегию со стороны нашего правительства. У нас нет
тех высоких геоэкономических технологий, мало политико-переговорных заготовок,
которые нужны сейчас для разрешения всех проблем. И понятно, что на фоне
всего того, что сейчас может противопоставить нам российская сторона, позиции
украинского правительства выглядят достаточно бледно.
Сергей ПИРОЖКОВ, директор Института украино-российских
отношений:
— Украино-российские отношения на данном этапе я бы охарактеризовал
как развивающиеся. Пока довольно острым вопросом остается наша задолженность
по энергоносителям и последний визит премьер-министра Украины не очень
продвинул этот вопрос. Дело в том, что премьер-министры двух стран должны
были развить инициативы президентов Украины и России, которые были выдвинуты
на сочинской встрече глав государств. На данный момент российская сторона
четко изложила свою позицию, а наша сторона со всем этим согласилась, но
я думаю, что это не окончательное решение проблемы для Украины. Дело в
том, что наше государство — в значительной степени зависимо от России,
которая может со своей стороны диктовать условия. Да, Россия согласилась
с тем, что Украина будет закупать туркменский газ, но вопрос транзита через
Россию не решен позитивно в интересах Украины. И кроме того российская
сторона поставила очень жесткие условия по вопросам несанкционированного
отбора газа, то есть повысились ставки оплаты, запретили экспорт даже украинского
газа.