Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Транзитный шанс еще остается

Поляки считают позицию украинского правительства инфантильной
1 ноября, 2000 - 00:00

После волны топливных забастовок Западная Европа хочет уменьшить свою зависимость от экспорта нефти странами ОПЕК за счет увеличения поставок российского газа. В день переговоров в Париже организация стран —экспортеров нефти объявила, что со следующего дня она увеличивает производство нефти на 500 тысяч баррелей в день. Однако, как подчеркивает ВВС, решение ОПЕК вряд ли приведет к быстрому снижению цен на горючее. Кроме того, Европа не желает оставаться в заложниках стран ОПЕК и ситуации на Ближнем Востоке.

Нежелание еще раз пережить топливный шок настолько сильное, что даже Франция, которая сейчас председательствует в ЕС и которая до последнего времени занимала достаточно жесткую позицию по поводу методов решения Москвой чеченского вопроса, вынуждена была фактически снивелировать свою предыдущую политику. Несмотря на то, что накануне встречи Путина с руководителями ЕС в Париже во французских, а также газетах других стран Европы было опубликовано письмо за подписями более 550 известных деятелей французской и мировой общественности против политики Москвы в Чечне.

ЕС, фактически, выдал России карт-бланш на продолжение ее политики на Кавказе. Евросоюз осуждает терроризм, и в вопросе борьбы с религиозными экстремистами и преступниками поддерживает Россию — сказал на итоговой пресс- конференции Жак Ширак, правда, сделав при этом небольшой реверанс в сторону прав человека: однако в этом процессе должны обеспечиваться права человека, и России стоит сделать ставку на гуманитарную деятельность.

«Чеченская проблема была и остается элементом политической торговли, — сказала в позавчерашнем интервью «Немецкой волне» главный редактор парижского еженедельника «Русская мысль» Ирина Кривова. — То есть, при заострении отношений между Россией и Западом ее будут использовать на переговорах, апеллируя, в том числе, и к международной общественности, а во время относительного политического затишья, как, например, сейчас, — голос этой общественности тоже будет слышно, но в кулуарах. А на переговорах за закрытыми дверями эти голоса будут плохо услышанными. Тем более, что западноевропейский налогоплательщик значительно лучше понимает «язык» своего кошелька, чем тонкости кавказской войны». «Газ в обмен на кровь, и это последнее слово европейской цивилизации», — так заканчивает свой понедельничный материал польская «Газета выборча».

Владимир Путин на пресс-конференции в Париже заявил о необходимости строительства по меньшей мере двух трубопроводов для реализации планов между РФ и ЕС, сообщает РБК. По его словам, для этого «украинского участка будет недостаточно». Поэтому он допускает возможность строительства нового газопровода через территорию Финляндии. Последнее, правда, трудно расценить иначе, чем декларативный шантаж Польши. Однако угрозы России пустить газопровод через балтийские страны не стоит воспринимать серьезно, заявил в интервью вчерашней «Газете выборчей» аналитик парижской International Energy Agency Жан Фуэ (Fueg). Этот проект не просто безумно дорогой, подчеркивает Фуэ. Он еще должен проходить через территориальные воды Швеции и Польши, «а Швеция с неохотой идет на развитие газовой энергетики».

Однако другая, ведущая версия газопровода через Беларусь, Польшу и Словакию выглядит достаточно реалистичной. До 2008 года на Запад должно поставляться 180 млрд. куб. м российского газа. Из 120 млрд., которые поставляются сейчас, 90 млрд. куб. м проходит через Украину. Тем временем Украина достаточно скомпрометирована как транзитное государство — как тем, что не платит за российский газ, так и обвинениями «Газпрома» в кражах «европейского» газа. Правда, во время визита в Варшаву на прошлой неделе Виктор Ющенко заявил, что в этом году Украина не отбирала газ, предназначенный для европейских потребителей.

Вчера «Газета выборча» со ссылкой на высокопоставленное лицо из окружения Леонида Кучмы сообщила, что две трети прибыли из реэкспорта украденного «европейского» газа возвращалось в Москву, на счета местных структур.

С одной стороны, такая информация может объяснить, как пишет газета, почему годами россияне закрывали глаза на нахальство украинцев. Но, с другой, это только усиливает созданный на Западе имидж Украины как коррупционного государства и таким образом ослабляет едва ли не единственную возможность не остаться на обочине новой европейской энергополитики.

Речь, конечно, идет о плане акционирования украинской газотранспортной сети при участии «Газпрома» и западных компаний, который в свое время был выдвинут Евгением Марчуком и лишь недавно был оглашен украинской делегацией в Лондоне на приватизационной презентации украинских облэнерго и Виктором Ющенко в интервью «Financial Times» в качестве правительственной позиции. На пресс-конференции в Варшаве премьер-министр Украины отмечал, что мощности украинской газотранспортной сети (170 млрд. куб. м) используются только на 70% и что при незначительных капиталовложениях пропускную возможность можно поднять еще на 50–70 млрд. Однако в интервью «Газете выборчей» французский аналитик Фуэ заявил, что если наш газопровод не будет срочно модернизирован, то его важность упадет.

Он считает, что акционирование сети — это единственный способ для Украины решить газотранспортную проблему. Приватизировав сеть, отдав часть «Газпрому», Украина выплатила бы долг России и, что важнее, ликвидировала бы проблему воровства газа. А также получила модернизованный газопровод, по которому параллельно с новой ветвью поставлялся бы газ в Европу. Украине важно оставаться лидирующим транзитным государством главным образом по двум причинам. Во-первых, из 78 млрд. куб. м газа, которые использует Украина, только 18 млрд. собственного производства. Во-вторых, и, наверное, в главных Россия реально является монопольным поставщиком газа в Украину, поскольку даже 30 млрд. куб. м туркменского газа все равно транспортируются через Россию.

Единственным аргументом Киева в дискуссиях с Москвой оставалось не менее монопольное положение Украины как транзитной страны для российского газа. Если эта монополия будет разрушена, то Москва сможет полностью диктовать нам свои условия. Как пишет «Газета выборча», Украина, как и Европейский союз, зависит от поставок российского газа, но дело в том, чтобы Украина не покупала этот газ на условиях худших, чем государства Западной Европы.

«Европе все равно, как будет проходить трасса газопровода», — заявила во вчерашнем номере «Газеты выборчей» французский эксперт IFRI Анита Тираспольска — в обход ли Украины или нет, это важно только для Украины, России и Польши, но неважно для нас. Если экономически целесообразно будет построить его через территорию Польши, очень трудно будет защищать «украинскую трассу».

Сейчас поляки имеют все меньше желания защищать украинские интересы. На одной чаше весов у них — желание вступить в Евросоюз и однозначно негативная реакция ЕС, если бы Варшава защищала интересы Киева независимо от решений Брюсселя. А на другой — для поляков непонятна как инфантильность Украины в отстаивании своих интересов, так и вообще позиция Киева. Украинская реакция на решения консорциума о строительстве газопровода спровоцировала Польшу сначала на постановку вопросов: «А стоит ли Польше отстаивать интересы Украины?». После визита Ющенко в Варшаву вопрос уже звучал по-другому: «А может не стоит?». В интервью корреспонденту «Дня» позавчера вечером генеральный секретарь партии «Унии вольности» и депутат сейма Мирослав Чех сказал, что позиция Польши определена, надо чтобы определилась и Украина. Он подчеркнул, что после встречи Леонида Кучмы и Владимира Путина в Сочи Варшава не получила полной информации о предмете переговоров и о том, какова же позиция Украины. Он отметил, что недостаток информации остался и после визита Ющенка в Варшаву. «Премьеры говорили слишком мало, — дипломатично отмечает Чех. — Хотя это и понятно». Мирослав Чех говорит, что Украина и Польша будут предлагать ЕС общий проект и что обе страны будут проводить консультации, чтобы «обеспечить общий интерес в развязке сложного вопроса, который поставила Россия и ЕС». Однако если правительство Украины не примет решительных мер по улучшению своего газотранспортного имиджа, если позиция нашей страны не будет четкой и понятной, оба локомотива — и российский, и польский — проедут мимо нас. Путин уже пообещал Польше миллиарды долларов за транзит газа. И хотя польские газеты отмечают, что деньги-то будет получать собственник газопровода — консорциум из 5 фирм — однако, как подытоживает «Газета выборча», Польша получает шанс: «Имеем в руках сильные карты. Можно много выиграть для Польши. И может все еще для Украины».

КСТАТИ

«Наша главная позиция остается неизменной, — сказал вчера, отвечая на вопрос корреспондента «Дня», — изменилась ли позиция Польши после встречи Россия–ЕС в Париже — заместитель директора информационного центра польского правительства Анджей ПАПЕЖ.

— Мы считаем, что все заинтересованные стороны должны встретиться и найти выход из этой ситуации.

Для Польши очень велико искушение, чтобы газопровод из России в Европу проходил через ее территорию, подчеркнул Анджей Папеж. Этот газопровод имеет стратегическое значение, и с каждым государством, через которое он будет проходить, будут уже считаться. Газопровод также положительно повлияет на стабильность Польши.

— Россияне показывают сейчас Польше морковку, — продолжил он и подчеркнул, что сегодняшняя ситуация показывает: газопровод не стоит строить.

— Мы не знаем до конца, какую позицию займет Украина, будет ли ее позиция настолько твердой, чтобы отстаивать прохождение газопровода по ее территории, или она рассматривает возможности компромисса, поиска другого выхода, — сказал Анджей Папеж.

Владимир ПАНКЕЕВ, «День», Варшава
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ