Я пишу все это не затем, чтобы над кем-то пренебрежительно посмеяться, и даже не затем, чтобы привлечь внимание к проблемам лиц с психическими отклонениями по поводу Международного дня психического здоровья. Ведь душевное расстройство — это также способ, хоть и очень плохой, выживания в крайне неблагоприятных условиях, так что скорее они указывают нам на наши проблемы, чем наоборот.
Возьмем хотя бы жилищно-коммунальные услуги, просто в соответствии с сезоном, так как брать можно что угодно. В годы застоя, когда модно было жить не на зарплату, появилось много жилья с такими признаками цивилизации, как большие окна, высокие потолки и просторные комнаты. А также с такими признаками советской экономики, как не соответствующие климату стройматериалы. Все было бы ничего, если бы можно было при помощи этих зданий натопить зимой высокое украинское небо. Пока же их обитатели пользуются субсидиями и все равно бедствуют. Их можно в очередной раз пожалеть, но давайте подумаем и о тех, кто за все это вынужден платить. По-видимому, они с удовольствием заплатили бы за блага цивилизации для своих семей, без удовольствия, но заплатили бы и за тех, кто в самом деле имеет выдающиеся заслуги перед Украиной или в самом деле обижен судьбой. Но за какие грехи эти люди должны платить еще и за тех, кто просто занимается никому не нужной или вредной деятельностью? Проблема в том, что те, кто умеет зарабатывать, умеют и жалеть себя куда эффективнее, чем поистине бедствующие, а направить себе в карман манну небесную социальной халявы, небось, легче, чем зарабатывать тяжелым трудом. Большая проблема в том, что незаурядная энергия этих людей используется значительно хуже, чем могла бы. Но хуже всего, по-моему, то, что на подобных примерах воспитывается, особенно среди молодежи, весьма обтекаемое понимание этических ценностей: подлость, воровство и ложь уже не осуждаются, но имеют синонимы-эвфемизмы — хитрые и ученые слова, которые означают лучшую приспособляемость человека к тяжелым жизненным условиям.
Известно, что среди людей старшего поколения бытует мнение, якобы причиной подобного состояния является «звериная стихия рынка», ведь есть вещи, которые невозможно купить или продать, хотя именно они традиционно считаются самыми ценными. Но кому же, как не нам, знать, насколько сильно все ценности духа — любовь, свобода, патриотизм и т.д. — зависят в реальной действительности от материальных факторов. И что же нам делать с маленькой девочкой, которая однажды почувствовала, что все, чему ее научили семья и школа, ей ничуть не поможет? Лгут высокие цели и еще более высокие слова, за которыми эти цели скрываются. Единственное, чему можно верить, — это человеческое счастье и страдание. Составить себе цену выше рынка, возможно, и не очень возвышенная цель, но, по крайней мере, некий талисман от превращения в быдло.