К одиннадцатому «Киев Музик Фесту» фестиваль отказался от «культпросвет»-претензий, окончательно сформировавшись как форум украинской симфонической музыки последнего десятилетия. Оценить нынешний музыкальный праздник поможет ретрохроника былых Фестов. Позади десять лет существования под девизом — украинская музыка в контексте мировой культуры. Каждый из фестивальных годов отмечен своими особенностями, своей статистикой, своей историей.
1990. Год основания фестиваля «Киев Музик Фест», который вслед за «Премьерами сезонов», явился одним из первых в длинном ряду культурных открытий: теоретических форумов, мастер-классов, конкурсов молодых композиторов и исполнителей. Его появление на фоне рушившейся тоталитарной системы со всем ее мощным институтом официозных структур явилось поднятием еще одного «железного занавеса», поскольку «Киев Музик Фест» впервые широко представил отечественному зрителю зарубежную музыку ХХ века.
1991. Второй год ознаменовался открытием в рамках Феста конкурса молодых исполнителей им. Марьяна и Иванны Коць — спонсоров фестиваля — проводящегося по тематическому принципу. В разные годы как темы будущих произведений предлагались драматические события прошлого Украины: голодомор 1933 года, Чернобыльская катастрофа, трагедия Бабьего Яра.
1992. Третий фестиваль был чрезвычайно богат на премьеры. 100 творческих дебютов за 7 дней! На фестивале прозвучало неожиданно много хоровой музыки. (Впоследствии хоровые концерты стали отличительной особенностью «Киев Музик Феста».) В тот год исполнялись произведения Сергея Рахманинова, Максима Березовского, Дмитрия Бортнянского, Миколы Лысенко, Леси Дычко, Юрия Ищенко.
1993-1994. Эти фестивали были примечательны активным обращением к творчеству Бориса Лятошинского (накануне празднования 100-летия со дня рождения). Однако в этот раз не обошлось без эксцессов: в 1994 году из-за болезни одного из исполнителей не состоялось исполнение Четвертой симфонии Лятошинского (и так крайне редко исполняемой в Украине); не было присуждено ни одной премии на конкурсе молодых композиторов.
1996. Жестокое испытание Феста на жизнеспособность. Тяжелое финансовое положение, отсутствие поддержки со стороны государства поставили под угрозу его проведение. Всего 16 концертов, из которых только один симфонический! Небывалый случай…
1997-1999. Стадия стабилизации. 1997-й — год реанимации Феста. Уже 4 симфонических, 12 камерных и 2 джазовых концерта. Фест-98 отмечен скорбной нотой: смертью одного из основателей фестиваля — директора Центра музыкальной информации Союза композиторов, доброго гения украинского джаза Владимира Симоненко. Проведение девятого фестиваля совпало с 70-летием Мирослава Скорика: фестиваль завершился авторским концертом композитора в Оперном театре.
За десятилетний период существования «Киев Музик Феста» кульминационным был фестиваль 1995 года: 30 концертов, из которых 14 симфонических, 7 камерных и 3 джазовых; самым кризисным — фестиваль 1996 года — всего 16 концертов. Общая же ситуация остальных фестивалей относительно стабильна — и по количеству концертов, и по их разнообразию.
При всей широте диапазона предлагаемой слушателю музыки, все же заметна некоторая жанровая узконаправленность Феста. Изначальная заявка фестиваля на исполнение самой разной в стилевом и временном отношении музыки не совсем себя оправдывает. Крайне мало представлена классическая музыка XVII-XIX ст., а классиков XX столетия — Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича исполняют редко, и то либо уже ставшие хрестоматийными произведения, либо скромные миниатюры. Программа фестивалей составлена в основном из премьер совсем молодых композиторов — как правило либо камерных, либо симфонических. А где же произведения украинских и зарубежных композиторов первой половины ХХ столетия? Что это — невнимание к музыке недавнего прошлого или неумение ее исполнять? Видимо и то, и другое, ведь это вещи, в принципе, взаимосвязанные: откуда взяться умению, если музыка мэтров практически не звучит со сцены? Остается за кадром целый пласт мировой музыки второй половины ХХ столетия. Из обширного наследия Сильвестрова, Станковича, Грабовского, Годзяцкого, а также Денисова, Шнитке, Губайдулиной, исполняют лишь шлягерные произведения, типа Concerto grоsso № 1 Шнитке или Симфонии № 5 Сильвестрова.
И еще один факт: организаторы Феста постоянно акцентируют внимание на широкой представленности зарубежной современной музыки. Однако, исходя из статистики, основными и постоянными гостями на Фесте являются США и Канада, а представители таких стран как Япония, Великобритания, Израиль, Франция остаются вкраплениями в общий музыкальный контекст.
К своему одиннадцатилетию «Киев Музик Фест» стал неотъемлемой традицией музыкальной жизни, хоть он уже и не претендует на то, чтобы объять необъятный массив всей музыки. Утратив просветительские амбиции и порывы, сегодня фестиваль — это серьезная презентация украинской симфонической и в меньшей мере камерной музыки последнего десятилетия, которую, однако, вне «Киев Музик Феста» пока что услышать практически негде.