Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что принесет нам объединение православных церквей?

15 августа, 2000 - 00:00

В последнее время в «Дне» появлялись материалы, в которых
рассматривается ситуация в украинском православии, высказываются надежды
на объединение трех православных церквей Украины и получение объединенной
помесной церковью канонической автокефалии из рук Константинопольского,
а возможно, и Московского Патриархов. Позвольте мне высказать свою — рядового
украинского православного — точку зрения на этот процесс, который может
иметь огромный смысл для Украины. На мой взгляд, Вы несколько смещаете
акценты, оценивая это гипотетическое событие. Попробую объяснить, почему.

Объединение украинских православных церквей не должно быть
самоцелью. Напомню, что на протяжении 60 лет церковь в Украине была объединена
так, что дальше некуда — с 1930 по 1990 год существовала одна, подчиненная
Москве, митрополия, безо всяких уклонов в сторону автокефалии, экуменизма,
Ватикана и проч. Это была монолитная, управляемая государством структура,
которая с амвона проводила политику КПСС. Слава Богу, ее уже нет, благодаря
чему во всяком случае миллионы греко-католиков могут не бояться репрессий.
Что же касается слияния православных церквей, то давайте посмотрим, что
мы получим в результате.

Что будет проповедовать новая церковь? Настоящее московское
православие даже на фоне консервативных восточных церквей (например, греческой)
отличается явной склонностью к самоизоляции и враждебностью к европейской
культуре и цивилизации; ее позиция граничит с нескрываемой ненавистью к
католицизму, юдофобством, русским шовинизмом. Нужно ли это доказывать?
Примеры на украинских землях известны — продолжаются нападки московской
Патриархии на греко-католиков, Украина именуется «канонической территорией;
московские батюшки неоднократно становились инициаторами противоправных
насильнических действий, направленных против верующих других конфессий
(так, захват католического собора в Виннице в начале 90-х годов не получил
оценки со стороны правоохранительных органов и повлек за собой своеобразную
цепную реакцию). Даже если Москва согласится на независимость объединенной
украинской церкви, не будет ли она напоминать независимость Белоруссии
в союзе с Россией?

Я хотел бы, чтобы наша церковь с честью отвечала на вызовы
истории, но я не уверен, что восемь тысяч парафий УПЦ МП не обеспечат промосковским
православным братствам из мирян и их единомышленников в рясах рычагов управления
объединенной церковью, которая может в таком случае стать воинственной,
агрессивной и нетерпимой. Некоторые вопросы религиозной жизни являются
основополагающими. Едва ли не первый из них — отношение к нашим греко-католическим
братьям, которые столько страдали за Украину и за свою веру. Мы не должны
возрождать средневековую атмосферу религиозных войн — отношения с другими
конфессионными общинами должны быть такими, какими они есть между католиками
и евангелистами в Германии или между католиками и реформатами в Венгрии.
Второй вопрос, тесно связанный с первым — это отношение к Ватикану. Постыдно
слышать проклятия на Святой Престол, раздающиеся из Москвы, но еще досаднее,
когда первые лица нашего государства ведут себя, словно пойманные на горячем
малолетние правонарушители, хитрят и желают не иметь с Ватиканом дружеских
отношений, чтобы в Москве были довольны. Патриарх Филарет не раз заявлял
о своем уважении к Иоанну Павлу Второму, к римо-католической и греко-католической
церкви, но его московские оппоненты в ответ только запугивают свою паству
в Украине якобы «католицизмом» Филарета и УПЦ КП.

Действительно, объединенная украинская православная церковь
должна бы стать мощным фактором и духовной, и политической жизни. Но в
какую сторону эта сила потянет наше общество? Мы не можем объединяться
со всеми ради объединения. К объединению, о котором Вы говорите, не должны
быть допущены те, кто поднял руку на Патриарха Филарета, а раньше аплодировал
время похорон Патриарха Владимира, потому что иначе слепые поведут за собой
зрячих. Я считаю, что почвой для объединения должны быть традиции Петра
Могилы, Ивана Огиенко и Мстислава Скрипника, терпимость, вера в Бога, уважение
к человеку и самоотверженный труд ради Украины. Кому это не по душе, пусть
имеют свою церковь — ведь мы живем в свободном государстве — но она не
должна называться украинской.

ОТ РЕДАКЦИИ. Со многими мыслями г-на Сердюка не
возможно не согласиться. Но впрочем, наша ситуация такова, что какой путь
не выбери — все не так, как надо. То же касается дилеммы — объединенная
или расколотая православная церковь. Вспоминаю слова известного русского
демократа Глеба Якунина, который как-то сказал: «Вам повезло, что в Украине
три православных церкви, а не одна — с нашим гигантом обществу не справиться!»
Религиозное противостояние в Украине имеет, впрочем, не только чисто церковные
аспекты, но и политические. Нет сомнений, что сегодня РПЦ осталась одним
из наиболее эффективных и легальных орудий сохранения российского влияния
на территории Украины, выразителем «славянско-православной соборности»,
«собирателем земель русских». Не думаю, чтобы дела можно было игнорировать.

Клара ГУДЗИК

Виктор СЕРДЮК, Киев  ФОТО ВЛАДИМИРА РАСНЕРА / «День»  СЛУЖБА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ — СИМВОЛ УКРАИНЫ  В последнее время в «Дне» появлялись материалы, в которых рассматривается ситуация в украинском православии, высказыв
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ