Проблема легитимности власти — один из самых тонких и сложных вопросов и политической науки, и политической практики. В нем заключена тайна отношений народа и его правителей. Кто и на каком основании получает право на власть? Кого и почему народ признает в качестве своих правителей?
Великий немецкий мыслитель Макс Вебер ввел в научный оборот термин «легитимность» для того, чтобы обозначить им фактический социальный порядок, который люди «узаконивают», признают, оправдывают своим поведением и своим отношением к этому порядку.
Согласно классической теории М.Вебера авторитет власти может основываться на трех различных источниках:
1. Сила традиции, обычаев, определенных культурных и религиозных устоев. Именно на вере в святость традиции покоится авторитет такой формы правления как монархия. Миф о божественном происхождении той или иной монархической династии имеет легитимирующее значение только в традиционном обществе. В современных демократических обществах, в которых сохранился институт монархии, он способствует обеспечению стабильности и преемственности социального и политического порядка. Авторитет европейских конституционных монархий, как и знаменитые британские газоны, взращивался и формировался столетиями, он основан на многовековой традиции и отстраненности от борьбы за власть, что и позволяет им играть роль символа политической легитимности и одного из устоев политического порядка.
2. Вера в законность, рациональность выработанных правил и в тех, кто обладает авторитетом, согласно этим правилам, то есть избран или назначен в соответствии с определенной нормативной процедурой. Кстати, это не обязательно реальная демократическая процедура. Легитимность Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева как руководителя Советского Союза не вызывала сомнения ни за рубежом, ни у большинства населения внутри страны, хотя формально он не был главой государства до того, как стал Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Но руководящий статус КПСС был закреплен нормативно, в том числе и в Конституции.
3. Вера в исключительность лидера, наделение его особыми волевыми, моральными, эмоциональными, а иногда и сверхъестественными качествами, то есть то, что называют термином «харизма».
Ну а где же такой фактор власти как насилие? Власть можно завоевывать силой и удерживать ее с помощью насилия. Но легитимация власти это не только вопрос отношений народа и его правителей. Любой политический порядок нуждается в признании со стороны господствующей элиты. Если к власти приходит (даже насильственным путем) новая группа властителей, она должна выработать принципы и нормативные формы нового политического порядка. И для себя и для населения. Иначе эта политическая система не будет стабильной. Еще одним фактором легитимации выступает международное сообщество. Однако оно, чаще всего, признает де-факто существующий политический порядок
Конечно, можно пофантазировать на предмет того, какой бы была украинская власть, если бы у нас существовала конституционная монархия. Но монархическая традиция в Украине прервана со времен Киевской Руси. Для абсолютного большинства населения Украины, значительная часть которого подвержена влиянию левых политических партий, институт монархии представляется чуждым и враждебным. А без опоры на традицию и доверие населения, как уже отмечалось, монархия не может быть полноценно легитимной.
Функцию легитимации политического и социального порядка на основе традиции может выполнять, хотя бы косвенно, церковь. Именно такую роль играет в Польше костел. Но у нас противоречия в церковной сфере настолько сильны, что ни о чем подобном говорить не приходится.
Сильных харизматических личностей в Украине нет и в ближайшей исторической перспективе, скорее всего, не будет. Украинское общество слишком разнородно в этническом, религиозном, идеологическом и социально-экономическом отношениях, чтобы нашелся некий отечественный Моисей (Богдан, Петро...), способный возбудить к себе безоговорочную веру галичан и донецких шахтеров, православных и греко-католиков, коммунистов и националистов. Остается только рациональная легитимность. Но и с ней далеко не все в порядке. И дело не только в низких рейтингах доверия граждан к носителям власти. Главная проблема — в существенном зазоре между легитимностью и легальностью власти, а также существующего социального порядка. Социологические исследования показывают парадоксальную картину. Граждане голосуют за власть (Президента, депутатов Верховной Рады и т.д.) и чуть ли не на следующий день в большинстве своем перестают им доверять. Социально- экономические отношения между гражданами и государством давно уже вышли за рамки легальности. Коррупция стала массовым явлением. Население и государство взаимно обманывают друг друга, и это стало нормой жизни.
Важнейшим правовым фактором, призванным обеспечивать рациональную, легальную легитимность, является Конституция. По своей сути, это — пакт общественного согласия, свод базовых принципов отношений между государством и обществом. Однако вместо достижения общественного согласия по поводу этих принципов текст Конституции становится объектом непрекращающейся политической борьбы и взаимных подставок. Накануне годовщины Конституции подавляющее большинство респондентов заявляют, что конституционные права и свободы граждан не соблюдаются. Но при этом не наблюдается никаких массовых социальных протестов. «Народ безмолвствует», а власть бездействует. И это тоже форма легитимации. Легитимации взаимного отчуждения власти и общества.
Одно из наиболее популярных изречений о взаимоотношениях народа и власти — слова французского дипломата и мыслителя Жозефа де Местра, сказанные им в начале XIX века: «Каждый народ имеет такое правительство, какого заслуживает». Эта лаконичная и жестокая формула раскрывает самую сокровенную и может быть неприятную для многих из нас тайну легитимности власти. Дело не в том, откуда и как взялась эта власть, что она собой представляет — монархию или республику, демократию или диктатуру. Власть такова, какой мы позволяем ей быть. На самом верху пирамиды власти воспроизводятся по сути те же отношения, что бытуют и на нижних ее уровнях. Даже самая жестокая или самая продажная власть — это часть народа. Власть — это плод, выношенный народом, это зеркало, в котором отражаются история и нравы народа, его достоинства и пороки, включая и те, которые он не хочет за собой замечать.