Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВСЕПОБЕЖДАЮЩИЙ ТАЛАНТ

4 августа, 2000 - 00:00

Отец Иван МУЗЫЧКА, Рим 


Когда ездишь, всегда натолкнешься на какие-то
интересные события или человека, воспоминания о которых остаются неизгладимо
в памяти. Когда я бываю во Львове, всегда посещаю гостеприимную Академию
искусств, с которой познакомился в первые месяцы нашей независимости и
которая называлась тогда Институтом прикладного искусства. Канцелярия ректора
пана Мысько была местом встреч с профессорами-художниками, местом дискуссий
на самые разные темы. Там встречал я также других представителей львовского
искусства, наших интеллектуалов, лучших мирян.

В конце прошлого года, зимой, которая пыталась остудить
искреннее гостеприимство Академии и в союзе с нашей экономикой дышала холодом
со всех стен (Академия не отапливалась), я опять заглянул в канцелярию
ректора. Кроме хозяина и двух профессоров, здесь находились еще два человека,
мужчина и женщина, которые мне были незнакомы. Мужчина — крепкого сложения,
высокий, с прямо поставленной головой, говорил колоритным сильным баритоном
с музыкальной дикцией, с лицом мужественным и спокойным. Удивило меня,
что в холодной комнате канцелярии он носил какую- то легкую накидку, словно
это было летом, в жару. Наше приветствие прошло с некоторой неожиданной
неловкостью. Он не протянул руки на мое приветствие, а склонился ко мне
с братским поцелуем. Я хотел взять его руки под обвисшими рукавами накидки
и вздрогнул — рук не было... Разговор оборвался, хотя не было замешательства,
не было вопросов — мы только посмотрели друг другу в глаза. Его глаза были
полны покоя, какой-то отваги, аристократизма. Вскоре наш разговор вошел
в спокойное русло, и я узнал, с кем я встретился.

Был это известный художник и иконописец, украинец из Канады
Микола Бидняк. Его жизнь, история его художественного призвания интересны
и очень поучительны. Родители Миколы после Первой мировой войны выехали
из Буковины в Канаду и поселились в Торонто, где Микола родился в 1930
году. В 1934 году он вернулся в свою Буковину и поселился у дяди. Был живым
и сообразительным мальчиком. Буковина входила тогда в состав Румынии, но
в семье Миколы жил украинский язык, читались украинские книги и журналы,
а Микола воспитывался журнальчиком «Дзвiночок», выходившем во Львове в
издательстве Ивана Тиктора. Никакого чужого акцента в его языке не было.
Свое детство провел он среди буковинского быта и обычаев, среди своих людей
вплоть до войны, забравшей Миколу и его опекунов на Запад, в Германию.
Там он жил до конца жестокой войны. Тогда он вместе с другими нашими людьми
ожидал эмиграции за океан. Работал в поле, и здесь с ним, пятнадцатилетним
юношей, произошла настоящая трагедия. Его лопата натолкнулась на мину,
оставшуюся после войны, произошел взрыв. Жизнь и здоровье Миколе врачи
спасли — после нескольких нелегких операций, — но рук не возвратили. А
у него с детства были две мечты — о музыке и о живописи.

Один биограф Шевченко описывает, что, когда умер его отец,
дед Тараса не хотел, чтобы внук был в хате, когда отца будут одевать на
похороны. Вышел дед с Тарасом в степь, и здесь маленький Тарас, всхлипывая,
говорит деду: «Так я уже не буду художником?» Дед, немного помолчав, ответил
твердым голосом: «Будешь!» Микола Бидняк, будучи 15 лет от роду, сам себе
сказал то великое «Будешь» и начал трудиться с упорством, смелостью и настойчивостью.
Начал рисовать губами, держа кисть, карандаши и другие живописные инструменты
в зубах! Рисовал и учился сам.

В 1950 году Николай уезжает в Канаду, учится в Провинциальном
институте технологии и искусства в Калгари, а потом в Онтарийском колледже
Искусства в Торонто. Занимается живописью и графикой. С 1950 г. начинает
давать свои работы на выставки в различных городах Канады, США, а впоследствии
и Европы, становится членом Международной ассоциации художников, которые
рисуют губами и ногами. Много ездит. В 1991 году приезжает в Украину и
в 1993 г. становится профессором львовской Академии искусств, где я его
встретил.

В Украине Микола Бидняк словно заново родился и физически,
и творчески. Здесь его хорошо приняли: он стал членом Союза художников
Украины, Лауреатом Государственной премии им. Т.Шевченко, Почетным художником
года в 1998 г. Сегодня у М. Бидняка большое художественное наследие, хотя,
как это часто бывает, нет широкой известности в Украине и в эмиграции.
А должна быть, хотя бы за свою икону «Чернобыльская Богоматерь». Это как
бы символ города-страдальца, где произошла самая большая трагедия мирных
времен XX века. Бидняк хорошо знает, что такое трагедия, ибо пережил одну
такую сам — душевную и физическую. Пережил, чтобы примером своей жизни
и творчества потом доказать и засвидетельствовать, что искру призвания
Божьего, что талант, заложенный в человека Богом, нельзя потерять, закопать
и погасить. Великий Аристотель цитирует слова автора греческих драм и трагедий
Агатона (между V и IV вв. до н. э.), который мудро сказал: «Искусство есть
в любви со случаем, а случай — в любви с искусством». В этом высказывании
игра греческих слов: «техне» — искусство и «тихе» — рок — случай счастливый
и несчастливый, он указывает на связь искусства с судьбой. У Бидняка его
любовь к занятию живописью тесно связана с трагическим случаем увечья!

Тематика, манера, техника, мотивы занятия живописью и графики
Бидняка очень разнообразны, если не сказать — богаты. Его художественные
работы выполнены маслом, темперой, акварелью, карандашом, акриликом. Он
постоянно в поиске — не для того, чтобы стать новатором, а чтобы совершенствоваться.
Хочет лучше выразить и объяснить кистью и краской то, что нелегко сказать
живописью. Надо ли усматривать в тех поисках, в его творческом плюрализме
тоску за тем, что ускользает от лучшего воплощения?

Обратите внимание на то, как во всех его работах он рисует
человеческие руки! Порой они очень увеличены, выполнены с большой тщательностью
и как бы нарисованы с лаской. Так, как это делал Альбрехт Дюрер, у которого
были удивительно длинные пальцы, которые так любил рисовать и гравировать
мастер. Произведения Дюрера, в частности, его знаменитые гравюры — это
произведения этих необычных пальцев, и Дюрер это как бы подчеркивал.

Художник часто обращается к исторической тематике. Нелегка
она и сложна, но он должен черпать отвагу в истории, в исторических фигурах.
Говорят его биографы, что он изучил историю Украины во время своего лечения
на немецком языке. Выразительным образцом его искусства является красивый
графический эскиз «Митрополит Андрей Шептицкий». Стоит обратить внимание
на выгравированную благославляющую руку митрополита!

Всегда пленяла и привлекала Бидняка иконопись. Икон у него
много, различных по стилю и духовной тематике. Буковинский художник не
придерживается строгих законов восточной иконописи, и этим он оригинален
— его иконы говорят новым, свежим и живым языком. Его оригинальные средства
изображают то, что изобразить почти невозможно, в соответствии со св. Иоанном
Дамаскиным, который говорит, что «образ-икона» представляет и утверждает
то, что скрыто». Шеи его фигур — Иисуса, Богородицы — сильно удлинены,
руки фигур, о чем я говорил, очень непропорциональны, искусственно большие
— художник очень подробно их прорабатывает. Его икона «Чернобыльской Богоматери»
— это шедевр, по моему мнению. Левая рука Марии словно говорит и показывает
на украинские хлеба с выпрямленными колосками — они без зерна, среди степного
бурьяна; выражение лица Марии говорит без слов: «Какое горе!» В ее лице,
однако, не видно отчаяния — она мужественная Скорбная Мать, которая умеет
по-геройски терпеть. В правой руке Мария держит старинную алебастровую
посудину с благовониями, которыми умащивают тело Ее мертвого Сына. Каждая
деталь картины имеет свой смысл и язык, ибо Чернобыль — это наша трагедия,
за которую нам должно долго-долго молиться, чтобы Господь отвратил от наших
поколений ее последствия.

Рекламно-издательская фирма «Олир» издала во Львове еще
одну, заметную в иконописном творчестве художника икону, которая по своим
мотивам и содержанию очень оригинальна. Бидняк назвал ее «Ангел над Львовом».
Над башнями, над куполами церквей Львова, над могучими контурами оборонных
сооружений на горизонте парит Ангел с сильными крыльями. Эти крылья охватывают
всю картину и словно охраняют свежий молодой обновленный Львов своим покровом-опекой.
Львов залит ясным светом. Ангел, молодой юноша, держит в своих деликатных
руках, тщательно выполненных в гармонии с крыльями, золотую трубу и играет
на ней. Что это — песня-мелодия или призыв?

Хотелось бы увидеть все работы Миколы Бидняка, в частности
расписанные им церкви — православную в далеком Калгари в Канаде, римско-католическую
церковь в Оттаве и др. А также гравюры-портреты исторических деятелей —
Огиенко, Липского, Иосифа Слепого и др. Стоит издать хороший каталог его
произведений с соответствующей биографией, так как работы его разбросаны
по всему миру. Очень важно сохранить наследие этого одаренного художника
из Буковины, чтобы оно не было незаслуженно забыто.

Отец Иван МУЗЫЧКА, Рим  МИКОЛА БИДНЯК И ЕГО КАРТИНА «ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ БОГОМАТЕРЬ»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ