Как показывают результаты исследований регионального отделения Украино-Канадского фонда возрождения Днепра, в переходе на экологически чистые методы работы нуждаются все без исключения. Однако, далеко не все могут себе это позволить. Средств — мизер. Аналогичная ситуация и в других крупных промышленных центрах Украины: Донецке, Днепропетровске, Луганске и т.д. Учитывая опасность экологической катастрофы Днепровского бассейна, аудиторы Украино-Канадского фонда в качестве панацеи предложили идею популяризации лизинговых операций в сфере экологии. Данной теме был посвящен всеукраинский семинар, который на днях состоялся в Запорожье.
По мнению одного из участников семинара, главного юриста СП «Украинская финансовая лизинговая компания» Анны Тимофеевой, закон «О лизинге» отнюдь не улучшил ситуацию на рынке подобных услуг. Прежде всего, закон не стимулирует приток как отечественного, так и западного капитала. Банки боятся инфляции, политических или экономических «сюрпризов». Мало того, согласно закону, стороны договора лишены возможности самостоятельно определять стоимость передаваемого имущества, после уплаты которой оно переходит в собственность лизингополучателя. Плюс ко всему — закон содержит противоречивые критерии в отношении имущества, фактически устанавливает запрет на приобретение объекта лизинга за счет кредитных средств. Уж слишком высоки процентные ставки на кредиты от Национального банка. К тому же, отсутствуют инвестиционные льготы для банков-лизингодателей.
И, пожалуй, самое главное препятствие — несовершенство налогового законодательства. Противоречий масса. Анна Тимофеева привела самый яркий пример. Сегодня лизинговая операция облагается налогом на добавленную стоимость три раза: при приобретении оборудования или другого объекта лизинга у продавца, при его передаче и, наконец, — при переходе права собственности к лизингополучателю. Итог — экономическая нецелесообразность договоров.
По мнению большинства участников конференции, надеяться на принятие нового, причем совершенного закона «О лизинге» в ближайшее время весьма наивно. Без государственной же поддержки, учитывая плачевное экономическое положение большинства предприятий, особенно, малого и среднего бизнеса, их руководителям не выгодно вступать в лизинговые отношения. Слишком велик риск досрочного возврата оборудования, которое зачастую не успевает окупить вложенных средств. Для таких предприятий экономически целесообразней платить штрафы и продолжать загрязнять окружающую среду.