Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Край» — значит «государство»

Новая система административно-территориального деления как толчок к общему успеху реформирования
3 августа, 2000 - 00:00

Каким бы сложным ни был процесс создания государства, каких бы материальных и интеллектуальных усилий ни требовал — во времени он должен быть очерченным.

Исторически использованное нами время для становления государства не такое и большое, однако его было достаточно, чтобы завершить утверждение нерушимости внешних границ — делимитацию-демаркацию — и приступить к «демонтажу» внутреннего, районно-областного деления, которое было сделано чужеземцами „под систему», в первую очередь, для выгодного ограбления государства.

До сих пор в Украине не разработан стратегический путь административно-территориального деления. Его нужно изыскать, экономически аргументировать. Если считать появление так называемых экономических зон направлением разделения территории — то оно неприемлемо. Там всегда будет элемент временности — либо ресурсов, либо бизнеса.

Так что — „Систему административно-территориального уклада Украины, — читаем в ст. 155 Конституции, — составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села». Откуда взялось сегодня самое крутое, наиболее употребимое и самое неприемлемое для территориального деления слово «регион»? В Конституции оно употреблено только два раза — в ст. 119, где речь идет о «...3) исполнении государственных и региональных программ...», и в ст. 132, где территориальный уклад Украины основывается на «... сбалансированности социально-экономического развития регионов...». В этом случае нужно дать толкование слова регион.

Все, употребляющие слово регион, вкладывают в него свое содержание. Часть авторов отождествляет регион с областью, часть считает, что регионы могут быть различных типов, масштабов и рангов, которые в свою очередь зовутся ареалами, зонами, районами, областями, даже городами различного подчинения. Свое видение регионов у политических партий, в названиях которых употреблено это слово. Кабмин, разрабатывая региональную политику, делит Украину на свои, уже укрупненные, регионы.

Словари же свидетельствуют, что слово РЕГИОН — латинского происхождения и переводится с regis как государство, область, условно выделенное пространство, которое отличается от прилегающей территории естественными или приобретенными свойствами. Различают физико-географические и экономические регионы.

Казалось бы, не только особых, но и принципиальных разногласий между „современным» и словарным понятием нет. Однако человечество, пользуясь этим чужим словом и не подменяя его содержания, употребляло и употребляет его как что-то масштабное, даже величественное, во всяком случае, всегда больше области. Например, Западно-Европейский регион, в котором находятся 25 государств, или Центрально-Европейский регион, который расположен от Балтийского моря на севере до Черного и Адриатического морей на юге. Существует региональная договоренность — международное соглашение между государствами, расположенными в определенном географическом районе, региональный пакт — это международный договор, как правило, большого политического значения.

На фоне приведенного, слово регион для внутреннего употребления в Украине вряд ли приемлемо. Его лучше заменить на менее претенциозное и более украинское — КРАЙ. В словарях слово «край» толкуется как государство, область; крупная административно-территориальная единица, которая обычно имеет в своем составе автономную область. Область — это часть государства, территория и тоже крупная административно-территориальная единица.

Объединяет все эти термины — РЕГИОН, КРАЙ, ОБЛАСТЬ — разве что территория. Однако применение их будет разное и не является тождественным.

Такие извечные слова как УЕЗД, ВОЛОСТЬ — всегда гуляли по Украине, и чтобы их реанимировать, следует только напомнить, что уезд всегда был вторым после „ЗЕМЕЛЬ», „ВОЕВОДСТВ», «ГУБЕРНИИ». Волость была в составе уездов. В красной Украине еще в 1922 году отказались от волостей, уездов, губерний.

Прежде чем детализировать предложенную схему деления, отметим такое. Норма Конституции в том, что Украина является унитарным государством, должна остаться незыблемой. Однако, отстаивая принцип унитарного уклада, мы вместе с тем, в отличие от существующей модели, предлагаем модель, которая, по нашему мнению, резко повысит социально-экономическое развитие всей Украины, внесет определенный позитив в управление страной.

Украина природно четко разделена на грунтово-климатические зоны. Их три: зона Степи, Лесостепи, Полесье. И две горных области. Не мудрствуя, мы предлагаем ЗОНУ признать административно-территориальной единицей, заменив слово ЗОНА на слово КРАЙ; ОБЛАСТИ признать УЕЗДАМИ, районы — ВОЛОСТЯМИ. Таким образом, схема административно-территориального уклада Украины приобретет следующий вид:

КРАЙ СТЕПИ, куда войдут 9 уездов — Автономная Республика Крым, Днепропетровский, Донецкий, Запорожский, Кировоградский, Луганский, Николаевский, Одесский и Херсонский с 176-ю волостями.

Территория — 24—9,4 тыс. кв. км., население — 21644,6 тыс. чел.

КРАЙ ЛЕСОСТЕПИ, куда войдут тоже 9 уездов — Винницкий, Киевский, Черкасский, Полтавский, Харьковский, Сумской, Хмельницкий, Тернопольский и Черновицкий с 190 волостями. Территория — 202,0 тыс. кв. км., население — 14765,6 тыс. чел.

КРАЙ ПОЛЕСЬЯ будет состоять из 7 уездов — Черниговского, Житомирского, Ровенского, Волынского, Львовского, Ивано-Франковского и Закарпатского с 124 волостями. Территория — 150,6 тыс. кв. км., население — 10479,2 тыс. чел.

Что же касается структуры государственной власти, то особых изменений не предусматривается. Полностью сберегается президентская вертикаль административной государственной власти. Новое, что вносится в структуру исполнительной и законодательной властей — так это создание КРАЕВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА и КРАЕВОГО ПАРЛАМЕНТА.

В связи с этим есть смысл пересмотреть не только численность правительства Украины, сократив его втрое, но и пересмотреть определенные его функции, передав часть их КРАЕВЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВАМ, численность которых также свести к разумно необходимой.

ПАРЛАМЕНТ УКРАИНЫ, как того недавно захотел украинский народ, должен состоять из 300 депутатов, а поскольку будут созданы краевые парламенты, к которым целесообразно было бы делегировать от каждого уезда по 10-15 депутатов, необходимость в двухпалатном парламенте Украины отпала бы сама по себе.

Функции краевых парламентов должны бы сводиться к возрождению и утверждению основ местного самоуправления, закрепленных в Конституции и Законе «О местном самоуправлении в Украине». Это содействовало бы формированию в нашем государстве действительно гражданского общества, устранению таких перекосов в нынешнем укладе власти, когда централизации больше, чем самостоятельности, а администрирования больше, чем управления. В целом, такая схема управления действительно подняла бы местное самоуправление на надлежащую высоту, достойную европейского уровня. Наработанные и принятые краевыми парламентами законы, с учетом, специфики края, непосредственно выполнялись бы краевыми правительствами. Такое направление в управлении помогло бы формированию украинской модели местного самоуправления в ее оптимальном, законодательно закрепленном варианте.

Укрупнение территорий на основе природно обусловленных грунтово- климатических условий увеличит экономический потенциал страны. Например, Край Степи. Теоретически, это чрезвычайно большой ресурсный потенциал во всех его проявлениях. Однако использование его тормозится современным районно-областным делением. Имеем механическое, надуманное и совсем ничем не обоснованное дробление Степи как единого целого. Это породило не только существенные разногласия в экономическом и, особенно, в социальном развитии областей, но и обусловило откровенный паралич научного процесса. Анализ свидетельствует, что в 9 областях Степи реакция на реформы различная, другими словами, в каждой области свое видение решения общих, единых для всей Степи, проблем. Такое „княжеское» восприятие действительности отпугивает серьезного инвестора, открывает путь к вкладыванию временных, эпизодических так называемых „летучих капиталов», причем, выборочно, о чем и свидетельствует поступление инвестиций в области. На этом основании происходит откровенное уничтожение Степи. Получая деньги от иностранных, так называемых инвесторов под производство семян подсолнуха, области наперегонки увеличивают вдвое, втрое посевные площади под этой культурой. Еще два-три года таких сделок — и мощные и обычные черноземы будут превращаться даже не во всеукраинский, а всеевропейский пустырь. На все это из Киева смотрит наука, власть, наконец!

Что ж, рыночная экономика не допускает вмешательства власти, в данном случае правительства, в деятельность производителя. А если откровенное злоупотребление, неэффективное использование ресурсов или просто невежество? Чем объяснить, что в Степи все без исключения области сеют сахарную свеклу? Именно в этом случае и именно при таких обстоятельствах правительство должно вмешаться в рынок, чтобы предотвратить неудачи, рыночные провалы, убытки, загрязнение окружающей среды — все то, что идет вразрез с интересами общества, государства.

Сделать все это может краевое правительство, поскольку оно будет привязано к обстоятельствам времени, места и использования ресурсов. Необходимо «разгрузить» Киев! Начиная с Кабинета Министров и заканчивая научно-руководящими и опытными учреждениями. Разместив филиалы академий в трех краях и, объединив вокруг них усилия научно-исследовательских учреждений, можно не только привлекать новые и новейшие технологии, но и самим создавать новые проекты, новые технологии не вообще, а для зональной специализации, схематически это выглядит примерно так: в Степи производство зерна, масла; в Лесостепи — сахара, мясомолочной продукции; в Полесье — картофеля, мяса и др.

Созданные по зональному принципу агропромышленные кооперации, корпорации, консорциумы, холдинги, торговые дома, ассоциации, концерны, скооперированные финансовый и агропромышленный капиталы дадут возможность использовать экономические ресурсы того или иного края намного производительнее, чем когда-либо в их истории, и достичь резкого увеличения экологически чистого производства за сравнительно короткие сроки.

Внедрение предложенного административно-территориального деления в жизнь, при проведении радикальных экономических преобразований не только ликвидирует в достаточно короткий срок видимую и невидимую диспропорцию в уровнях развития нашего общегосударственного хозяйства с развитыми странами, но и даст реальную возможность сразу же выйти на мировой рынок, в первую очередь с сельскохозяйственной продукцией — по закону сравнимых преимуществ.

Михаил БИСКУПСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ