Полковник государственной безопасности Путин за полгода пребывания на высшем посту Государства Российского начал четыре войны.
Первой — третьей Кавказской и Второй чеченской — старт был дан еще осенью 1999 г. За десять месяцев боев в самой Ичкерии российским войскам удалось поставить под свой номинальный контроль большую часть территории мятежной республики. Однако, несмотря на то, что генералы и сам Путин уже несколько раз заявляли о победоносном окончании войсковой операции, до конца войны в Чечне еще очень далеко. Положение как две капли воды напоминает советскую вооруженную интервенцию в Афганистане — днем большая часть страны контролируется «ограниченным» контингентом, ночью ситуация повторяется с точностью до наоборот. Вторая чеченская война для России даже еще более тяжела, чем Афганская для СССР — она имеет характер гражданской войны и все ее участники носят в карманах паспорта одного государства. История учит, что десятилетняя оккупация Афганистана так и не принесла Советской армии желанной победы. Думать, что в Ичкерии все будет скорее и по-иному, серьезных оснований нет.
Заявив об окончании войсковой операции в Чечне, Путин начал не менее масштабную операцию против региональной элиты России. Началась, образно говоря, война против почти девяти десятков удельных князей, в принципе, признававших (в отличие от мятежных чеченцев) суверенитет или, говоря по старинке, «руку» московского федерального центра. Объективно для укрепления и централизации российской государственности давно было необходимо покончить с феодальной вольностью местных властей. Борис Ельцин в начале 90-х гг. после распада СССР сам разбаловал региональную элиту, предложив ей взять столько полномочий, сколько она сможет «проглотить». Путин весной 2000 г., пользуясь плодами легкой победы на президентских выборах и высоким рейтингом популярности, предпринял попытку серьезно ограничить власть губернаторов и местных президентов, реформируя институт представителей президента РФ в семи федеральных округах и кардинально меняя конфигурации верхней палаты российского парламента. Накал страстей в этой войне достиг буквально шекспировских высот — по словам представителя президента, в парламенте после предложенного Путиным лишения губернаторов иммунитета половина из них сядут в тюрьму сразу, остальные — чуть позже (ни больше, ни меньше!). В целом на «губернаторском» фронте президентские успехи более значительны по сравнению с достижениями на чеченском. Государственная дума — нижняя палата парламента, находящаяся на коротком поводке у президента, поддержала удар по региональным штабам. До полной победы Владимира Владимировича, остается недолго.
Летом 2000 г. он делает шаги к третьей войне, напоминающей последний и решительный бой за обещанную перед выборами «диктатуру закона» («закона военного времени» — уточнили злые языки). Войне против «самых богатеньких жителей страны дураков» (по словам Буратино), они же —«олигархи» (по словам Бориса Березовского), они же «бизнес-бароны» (по словам Михаила Касьянова). В июле были одно за другим выдвинуты серьезные обвинения по уклонению от уплаты налогов на огромные, даже по американским меркам, суммы против ведущего медиа-концерна, крупнейшей нефтяной компании и автомобильного гиганта. По оговоркам руководства правоохранителей — это только начало. Борис Березовский, которого в данном контексте можно назвать «ум, честь и совесть» российской олигархии, очень болезненно отреагировал на новую наступательную кампанию властей, заявив, что при таких правилах игры не рискуют попасть за решетку только те, кто «спал в течение последних десяти лет». И сам отказался от депутатского мандата в пользу потенциальных нар, освобожденных — недавно В. Гусинским. Война с фактическими хозяевами российской экономики необычайно рискованное мероприятие даже для президента с таким прошлым и такой популярностью как Путин. Особенно на фоне двух упомянутых выше войн и особенно при условии, что они еще победоносно не закончены. Поэтому рискну высказать мнение, что война против российской олигархии за уничтожение ее как класса — лишь успешная РR-акция. Путину нужны большие деньги на другие войны и, следую завету Ленина, он решил «пограбить награбленное», т.е. заставить бизнес-баронов платить за реставрацию Российской Империи, значительно увеличив их вклад в наполнение федерального бюджета. Впрочем, возможен вариант, что команда президента, сделав первые выстрелы, ждет дальнейшего развития событий — то ли олигархи поменяют костюмные штаны от-кутюр и поднимут руки, то ли менять костюм себе самой и трубить полный назад. Как говорил Наполеон, войну главное начать, а там видно будет.
Поэтому, практически одновременно с третьим «олигархическим» фронтом Путин делает первые залпы войны на четвертом пропагандистском фронте против «внешних» врагов Государства Российского. Сначала — новая российская внешнеполитическая концепция и заявления министра иностранных дел в духе «убей американца и всех, кто его любит». Далее — визиты президента РФ в стиле лучших образцов дипломатии «отца всех народов» в Пекин и Пхеньян. Дошли руки и до Украины — посол РФ в Киеве Иван Абоимов недавно выразил готовность «защищать своих соотечественников» (т.е. людей, говорящих по- русски) в любой точке земного шара. Можно с уверенностью прогнозировать и другие шаги по этой дороге.
Политическая логика и исторический опыт говорят, что вести эти четыре войны, надеясь победить во всех, мягко говоря, наивно. Но, во-первых, как говорил уже упомянутый корифей всех наук, «нет таких крепостей, которых не взяли бы большевики» (и, соответственно, большевики-чекисты) и, во-вторых, «великой нацию делают великие цели», как сказал недавно один из коллег Владимира Владимировича по нелегкому президентскому труду.
А если серьезно — то, скорее всего, Путин начал реализовывать детально разработанную программу форсированного создания Великой России путем великих потрясений. Четыре войны уже начаты, новые — на подходе. Народ РФ в массе своей болен имперским вирусом (чего стоит только почти поголовное одобрение общественностью второй чеченской бойни и высокий рейтинг популярности действующего президента) и готов не скупясь платить за победу в достижении имперского величия. Платить и финансовыми средствами, и человеческими жизнями. Поэтому шансы победить у полковника Путина есть. Но Виктория, как и Фортуна, дама капризная и ее достижение зависит от адекватной оценки ситуации на всех фронтах, умелой перегруппировки сил и концентрации решающих ресурсов в решающем месте в решающее время. То, что этих фронта открыто уже четыре, свидетельствует, само по себе, о больших способностях и амбициях полководца и его ближайших советников. Букмекерским конторам можно начинать принимать ставки на увлекательнейший матч «Путин против врагов Великой России» в весьма благоприятной для будущего генералиссимуса пропорции.