Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Губит людей... вода

Право гражданина употреблять безвредную для здоровья питьевую воду необходимо закрепить на законодательном уровне
25 июля, 2000 - 00:00

 

Предупреждение о наказании при несоблюдении стандарта содержалось
в государственных стандартах нашей бывшей страны. Включая стандарт на питьевую
воду. А согласно какому закону сегодня в независимой Украине должна определяться
мера наказания за его нарушение? Конечно, согласно закону о питьевой воде,
который должен определить, на какой стандарт или какие показатели опираться.
Но среди 9 законов Украины и более 60 нормативных актов, которые прямо
или опосредованно определяют деятельность государственных органов и предприятий
по охране источников производства и использования питьевой воды, определяют
ее качество, такого закона пока еще нет.

Определяющей чертой XX века стал конфликт общества с окружающей
средой. Наибольший вред в природе (а значит, и себе) человек нанес воде.
Тысячелетиями Земля сама справлялась с ее очисткой — действовали естественные
силы саморегуляции. В последние десятилетия человечество начало пересматривать
приоритеты развития, и западные страны первыми начали принимать меры для
того, чтобы уменьшить загрязнение всех составляющих биосферы.

Значение воды для человека трудно переоценить. Она не только
утоляет жажду, но и дает необходимые микроэлементы, неорганические соединения,
органические вещества. В то же время вода является источником поступления
в организм всего спектра загрязнений. А количество загрязняющих примесей
в воде Днепра, по данным Института коллоидной химии и химии воды, достигабиологические
и другие показатели. На то время это был исчерпывающий единый нормативно-распорядительный
документ. Шло время, поверхностные воды загрязнялись новыми и старыми химическими
элементами и соединениями, мощности по подготовке воды изнашивались морально
и физически, стали известны негативные последствия хлорирования воды, а
между речными бассейнами когда-то единого государства возникли границы.

Состояние водных ресурсов любой страны, наличие и эффективность
законодательной базы, государственное регулирование качества питьевой воды
— сегодня интегральный показатель состояния общества, его приоритетов и
будущего.

И наиболее сложной проблемой (это особенно подтвердилось
в странах бывшего Советского Союза) оказалась проблема охраны вод от загрязнения
и ее очистки для питьевых нужд. Достижение показателей качества питьевой
воды существующим мировым стандартам нуждается уже сегодня в значительных
инвестициях в очистку бытовых и промышленных сточных вод. Не говоря о необходимости
пересмотра требований к питьевой воде почти 20-летней давности ГОСТа.

Сейчас в Украине создается действующая законодательная
база в сфере использования и охраны вод, восстановления водных ресурсов.
В феврале 1994 года ВР Украины приняла Закон «Об обеспечении санитарного
и эпидемического благополучия населения», в июне 1995 года — новый Водный
кодекс Украины. Этими документами установлены требования к контролю качества
воды и необходимости информирования пользователей относительно ее качества.
Принципиально пересмотрены и расширены возможности местного самоуправления
с принятием Закона «О местном самоуправлении в Украине».

В феврале 1997 года ВР Украины утвердила Национальную программу
экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшения качества питьевой
воды. Среди ее существенных недостатков необходимо отметить, что «срок
окончательной реализации Программы определяется экономическими возможностями
государства по ее финансированию».

Вода для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых
нужд должна отвечать ряду требований, которые фиксируются в государственных
стандартах, нормативах экологической безопасности и санитарных нормах.
Исходя из этих показателей, водопользователи имеют право требовать от владельца
вод или поставщика воды информацию о ее качестве («Правила предоставления
населению услуг по водо-теплоснабжению и водоотведению», утвержденные постановлением
Кабинета Министров Украины от 30 декабря 1997 года). Государство как гарант
здоровья граждан в своих стандартах должно зафиксировать, какого качества
воду должны употреблять его граждане. К сожалению, расширенные возможности
бутылочного водоснабжения создают у народных избранников иллюзию, что этой
проблемы для них не существует.

Сегодня как никогда острой стала необходимость разработки
и внедрения новых национальных стандартов, приближение их требований к
стандартам развитых стран мира. На законодательном уровне необходимо закрепить
право гражданина Украины употреблять безвредную для здоровья питьевую воду,
а при нарушении утвержденных показателей право обращаться в суд с иском.
Законодательные акты об обеспечении населения безопасной питьевой водой
с успехом действуют в США, Франции и других странах.

Еще в 1992 году распоряжением Президента Украины Госжилокоммунхозу
поручалось подготовить закон о питьевой воде. Однако его разработка началась
только сейчас. 24 февраля 2000 года в Научно-исследовательском и конструкторско-технологическом
институте городского хозяйства (НИКТИ ГХ) Госстроя Украины состоялся семинар
«Основные положения закона о питьевой воде». В его работе приняли участие
представители Коалиции неправительственных организаций, созданных на базе
общественной организации «Мама-86».

Министерство здравоохранения в свое время для решения законодательной
проблемы предлагало создать Украинский Технический комитет с привлечением
специалистов различных ведомств и организаций для учета опыта мировых стандартов.
Можно только догадываться, где тормозится решение этого вопроса и какую
позицию занимает Госстандарт Украины. Не дождавшись решения вопроса на
государственном уровне, Минздрав Украины своими научными и практическими
организациями, не дожидаясь закона о питьевой воде, разработал СанПиН (санитарные
правила и нормы) «Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды
централизованного хозяйственно- питьевого водоснабжения». С введением этого
СанПиНа с 1 января 2000 года требования к качеству воды значительно расширяются
и дополняют требования действующего стандарта.

Обеспокоенность медиков и их требования по немедленному
введению СанПиНа понятны. Украина занимает первое место в Европе по заболеваниям
вирусным гепатитом, который распространяется водным путем, а поверхностные
воды содержат свойственные человеку энтеральные вирусы. Параметры подготовки
и контроля воды разработаны и введены в новый СанПиН.

Но сегодня Управление водно-канализационного хозяйства
Госстроя хлопочет о перенесении на неопределенное будущее требований СанПиНа.
Поставщиков питьевой воды можно понять — без государственного финансирования
дело не пойдет.

Сначала предлагается разработать и принять закон о питьевой
воде. Одним из аргументов является отсутствие технической возможности не
только достичь соответствия требованиям СанПиНа, но и создать лабораторно-методическую
базу для контроля. Подсчитано, что для введения новых обязательных требований
к качеству питьевой воды необходимы значительные средства, которые можно
сопоставить с годовым бюджетом Украины. И в этих условиях вопрос о необходимости
разработки единых государственных гарантий качества питьевой воды отходит
на второе место, и ставится под сомнение необходимость разработки четкого
стандарта на питьевую воду. Хотя 19 марта 1997 года Кабинет Министров своим
постановлением утвердил график поэтапного введения в Украине директив Европейского
Союза, санитарных экологических, ветеринарных международных и европейских
стандартов. В декабре 1998 года мы уже должны были иметь акты законодательства,
касающиеся пищевых продуктов. Прошел и этот срок — без качественной питьевой
воды их быть не может. В конце концов, вода является основным пищевым продуктом.

Может получиться так, что закон иметь будем, а гарантий
качественной питьевой воды — нет. К такому мнению приходишь после ознакомления
с проектом Закона «О питьевой воде», внесенном в апреле. Закон после его
принятия должен установить «правовые гарантии удовлетворения потребностей
граждан и юридических лиц в питьевой воде». А каким образом это произойдет
(особенно для юридических лиц), когда в объяснительной записке читаем:
«Реализация Закона Украины «О питьевой воде» не требует привлечения дополнительных
средств из бюджета Украины»? Откуда предусматривается привлечение средств?
Не из местных ли бюджетов, поскольку идет процесс передачи в коммунальную
собственность водно-канализационного хозяйства? Исходя из этого, на местный
уровень необходимо перенести рассмотрение проблемы водоснабжения. Закон
«Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», Закон
о местном самоуправлении в Украине», Водный кодекс Украины и другие требуют
от органов местного самоуправления информировать о том, водой какого качества
способны обеспечить население. И, соответственно, населению дано право
составлять договоры на поставку питьевой воды и оговаривать ее качества.

Для решения проблемы питьевой воды в Никополе в 1993 году
были приняты предложения американско-израильской фирмы. Значительные средства
израсходованы практически на опытно-конструкторские работы и поиск вариантов
очистки воды на полупромышленной установке.

Упоминая об этом, следует отметить, что городской совет
не принимал участия в разработке и утверждении этого не поддержанного планом
финансового обеспечения контракта в 20 миллионов долларов. Этот проект
продолжил традиции гигантомании в условиях безответственности и отстраненности
представительского органа местного самоуправления и, как сейчас все больше
становится понятным, полной отстраненности государства от вопроса водоснабжения.

В условиях, когда идет поиск средств даже для разработки
законодательной базы питьевого водоснабжения, когда срок реализации Национальной
программы экологического оздоровления Днепра и улучшения качества питьевой
воды диктуется финансовыми возможностями Украины, большое значение имеет
деятельность органов местного самоуправления и понимание населением своих
прав.

В сегодняшних условиях системного кризиса государственного
управления, который проявляется в энергетической, продовольственной, финансовой
и других отраслях, о кризисе питьевого водоснабжения почти не слышно. Но
его последствия не заставят себя ждать. Если, обманывая себя, пряча голову
в песок, будем принимать законы и доказывать, что для введения их в действие
не нужно государственное финансирование. И если будет продолжаться практика
распределения питьевой воды по ведомственному принципу: атомщикам — чистую
подземную (как это делается на Запорожской АЭС), аборигенам — поверхностную.
И если узаконим имущественное неравенство и бесправие и при поставке воды
для питья, на что сориентирован упомянутый законопроект.

В конце хочется напомнить высказываение Бернарда Франка:
«Историю цивилизации можно написать с точки зрения отношения человека к
воде». У нас только что на наших глазах исчезла цивилизация — лагерь социализма.
Что придет на смену, не в последнюю очередь будет зависеть от того, как
будет решаться проблема с водой. Памятники древности свидетельствуют о
том, что еще на заре человечества тратились большие усилия и средства для
получения и транспортировки воды. И если попытка решить проблему питьевой
воды в Верховной Раде без государственного финансирования будет удачной,
мы повторим судьбу предыдущих цивилизаций. ет 500. Путь поступления воды
в организм, в отличие от воздуха, практически не имеет естественных барьеров.
А водно-пищевой путь через полость рта практически открыт для всех агрессивных
агентов. И потому признаки острого отравления водой возникают уже в первые
минуты после ее употребления.

Спад экономической деятельности в последние годы привел
к значительному сокращению выбросов в атмосферу. Но уменьшение объемов
выбросов при сохранении старой промышленной структуры не привело и не может
привести к существенному уменьшению сбросов загрязняющих веществ в поверхностные
воды. Поэтому сейчас центр внимания на ближайшую и долгосрочную перспективу
смещается с проблем атмосферы на проблему водных ресурсов. Вода становится
стратегическим ресурсом, от количества и качества которого зависит национальная
безопасность и возможность успешного развития любой страны. Еще в первые
годы независимости стало понятно, что фактическое использование водных
ресурсов Украины с позиций приоритетов питьевого снабжения намного превышает
допустимый уровень и что идет процесс качественного истощения поверхностных
вод.

Поверхностные воды действующим законодательством разделены
на 5 категорий водопользования, начиная от воды, пригодной для рыбохозяйственных
и хозяйственно-бытовых потребностей, и заканчивая водой, которая может
использоваться для технических потребностей. ГОСТ на питьевую воду, принятый
в Советском Союзе, определял ее органолептические, микро

Вячеслав САНДУЛ, председатель комиссии Никопольского городского совета по вопросам стойкого развития, председатель Никопольского объединения «Зелений світ» 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ