На днях подписан договор купли-продажи Лисичанского нефтеперерабатывающего
завода. Отныне его полновластным хозяином является предприятие со стопроцентным
иностранным капиталом «ТНК-Украина», а проще говоря Тюменская нефтяная
компания (Россия). Главным условием конкурса на приобретение «ЛиНОСа»,
в котором вышла победителем ТНК, являлась загрузка предприятия нефтью.
И теперь, как сообщает корреспондент Алла АНТИПОВА, новые хозяева намерены
ежегодно поставлять на переработку 4 млн. тонн в год. Уже в августе ТНК
поставит в Лисичанск 280 тыс. тонн сырья из собственных ресурсов, а начиная
с сентября планирует довести поставку нефти до 330 тысяч тонн.
Похоже, крупнейший нефтеперерабатывающий завод страны вскоре
начнет вносить свою лепту в напряженный накануне уборки баланс украинского
рынка нефтепродуктов, наполняемого сейчас в основном из иностранных источников.
Как сказали «Дню» на другом украинском нефтегиганте — Кременчугском
НПЗ, эксплуатируемом теперь СП «Укртатнафта», сегодня подачи нефти нет,
завтра она может возобновиться, но в целом загрузка предприятия чрезвычайно
низкая.
Вице-президент концерна «Содружество», являющегося акционером
Херсонского нефтеперерабатывающего завода, Заур СИКОЕВ сообщил «Дню»,
что Херсонский НПЗ в разгар уборочной страды также стоит. Поэтому и концерн,
в былые годы обеспечивавший чуть ли не весь сельскохозяйственный юг Украины,
сегодня практически без нефтепродуктов. Нет и дизельного топлива, на которое
в области сегодня большой спрос. «Дизелька уходит враз», — говорит З. Сикоев,
но потребность в ней сельхозпроизводителей не удовлетворяется.
Большие проблемы с поставками нефти на НПЗ и в западном
регионе. Председатель правления и генеральный директор ОАО «Галичина» Роман
Матолич сказал «Дню», что до возвращения Виктора Ющенко из Москвы нефтяная
труба к предприятию была перекрыта, но он надеется, что теперь положение
должно измениться (обсуждались ли на встрече В. Ющенко — М. Касьянов нефтяные
вопросы, пока не сообщалось). Предприятие продает имеющееся у него дизельное
топливо по цене 1,28 грн. за литр, тогда как на заправках, куда его доставляют
нефтетрейдеры, оно стоит 1,5 грн. за 1 литр.
Между тем эта разница имеет для сельхозпроизводителя существенное
значение. Как рассказал «Дню» руководитель бизнес- центра «Господар» Иван
САМАГАЛЬСКИЙ, нефтепродукты в основном есть на рынке, но купить их
фермерам чаще всего не за что. Нужны краткосрочные кредиты под выращенную
продукцию, но получить их, по его словам, почти невозможно. А все другие
средства, имевшиеся у фермеров, они вложили в выращивание урожая. Теперь,
в уборку, перед ними стоят большие проблемы. Цены в основном на приемлемом
уровне, но там, где не запаслись топливом, как правило, начинается спекуляция.
Большое распространение приобрели сейчас товарные кредиты топливом под
будущий урожай. Это явление И. Самагальский расценивает в целом как положительное,
если бы, конечно, при этом использовались более справедливые коэффициенты.
А так кое-где за тонну дизельки, по его словам, приходится отдавать по
6 тонн ячменя. Что останется фермеру за труд? За что ему в будущем году
приобретать технику, запчасти, горючее, удобрения, средства защиты растений
и т.д.?
Словом, оптимистические уверения Минагрополитики в том,
что в этом году урожай, несмотря на обрушившиеся на Украину природные катаклизмы,
будет на уровне прошлого года, мягко говоря, подлежат сомнению. Ставка
на завоз импортных нефтепродуктов, равно как и широко пропагандировавшиеся,
но явно недостаточные усилия правительства по налаживанию кредитования
сельхозпроизводителей, поставили украинских крестьян, впервые за многие
годы работавших практически без государственной поддержки, в трудное положение.
А сейчас местные органы, по разным данным, препятствуют свободному перемещению
зерна на рынке. Это сулит урожаю новые потери. В результате страна, конечно,
без хлеба не останется, но вот какой будет по осени и главное — будущей
весной его цена, сегодня не берется предсказать никто.