Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Победа над солнцем

15 июня, 2000 - 00:00

Вся власть художникам! Лозунг этот в Киеве не актуален вовсе не из-за своей древности, а по причине полного осуществления. В Киеве художники уже при власти. Именно так.

Бум галерейного движения; групповые вернисажи и индивидуальные выставки, устраиваемые сплошным потоком; громкие арт-презентации — все это лишь внешние проявления благополучия, дивиденды от основной ценности, основного капитала.

Перформенс, прошедший на днях неподалеку от Владимирской горки, показался очень симптоматичным и важным для понимания того, что происходит. Устроителем акции выступил «Фонд Мазоха» — достаточно известное художественное образование, периодически напоминающее о себе эффектно исполненными социальными жестами. На сей раз поводом для очередного проявления был выход в свет альбома живописных работ Игоря Подольчака — признанного лидера организации. Впрочем, о лидерстве тут можно говорить условно, ибо Фонд и состоит из двух человек — Игоря Дюрича и Игоря Подольчака, выходцев из Львова, успевших изрядно потрепать нервы еще своей исторической родине, а потом успешно беспокоившие русскую и украинскую столицы. Свой альбом Подольчак с компанией представил броско. Все происходило в заброшенном подземном водохранилище — могильно сыром подземном зале с почерневшими стенами. На нескольких мониторах демонстрировались разные по степени насилия и, соответственно, тошнотворности фильмы, посетителей встречали лилипуты с фонариками, позже терпеливо потчевавшие публику с подносов. Кульминацией вечера стало выступление театрального режиссера Романа Виктюка в роли шоумена. Само же шоу заключалось в обкладывании невероятно толстой натурщицы разнообразной снедью и последующим объеданием оной сначала интеллигентным догом, потом лилипутами, а потом и желающими из публики. Антураж и действо хорошо дополняли друг друга — одно без другого просто не смотрелось бы. Кулинарным разгулом все и закончилось.

Несмотря на мрачноватый, в буквальном смысле андерграундный стиль, акция эта была глубоко благополучной, проводимой весьма успешными и состоятельными людьми для столь же успешных и состоятельных персон. Но это, так сказать, опять же следствие. Собственно, сама история «Фонда Мазоха» и его бессменных участников очень показательна для понимания того странного парадокса, что обозначен выше. Талантливо шокируя художественный мир своими акциями, имевшими всегда очень громкий резонанс, оба Игоря сумели навязать социуму свой продуманный нонконформизм, как острый, но качественный товар. Что бы они ни делали — «простой» перформенс или выставку своих произведений в космосе, или «последний еврейский погром» — любой шок был тщательно продуман, хорошо подготовлен и обеспечен максимальной оглаской в СМИ, элитарной и небедной публикой и т. д. Смысловой или, как модно когда-то было говорить, концептуальный стержень всей очень многообразной деятельности Фонда — власть. И активное участие художников (не только «Фонда Мазоха» — в московской арт-среде это практикуется сплошь и рядом) в предвыборных кампаниях в роли пи-арщиков уже не выглядит экстраординарно. Фактически власть становится ныне главным произведением актуального искусства. Главным и безошибочным. Потому и акция в подземелье выглядит прекрасным символом нынешнего положения вещей. Артисту уже не нужно покровительствующее светило, чтобы быть замеченным, он не нуждается в солнечном свете и в софитах власти, он сам теперь каждым своим движением производит власть.

И добровольно от нее, конечно, не откажется.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

загрузка...