По удивительному стечению обстоятельств в 2000 году совершенно непохожие друг на друга страны, как по команде, приступили к решающему этапу реформирования национальных энергетических систем. Поэтому не случайно на состоявшемся в конце мая Балтийском бизнесс-форуме тема реформ в энергетике, и в частности — приватизации отрасли, была одной из основных.
Кстати, опыт балтийских энергетических реформ показателен не только в смысле прагматической необходимости что-то менять у себя на родине, но и в смысле демонстрации, видимо, обязательных спутников реформ, таких как политические скандалы и коррупция. С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
Для большинства рядовых украинцев абсолютно неизвестно, что и как будет происходить на рынке (условно говоря) такого товара первой необходимости, как электроэнергия. Между тем даже небольшая историческая справка о реализации главной идеи задуманных (естественно, не у нас) реформ — открыть рынок электроэнергии для свободной конкуренции — позволяет увидеть все нынешние и будущие тупики преобразований в энергетике в Украине.
Итак, идея распространения свободной конкуренции для предприятий, производящих и передающих электроэнергию, имеет в Европе уже двадцатилетнюю историю. Однако директива Евросоюза о создании единого энергетического рынка вступила в силу только в феврале 1999 года, когда 15 стран- участниц ЕС должны были открыть не менее 26% рынка. Спустя всего два месяца крупные потребители стран ЕС смогли покупать электроэнергию на 30% дешевле, чем за год до этого. Нужно заметить, что Балтийские страны, в отличие от Украины, не стали приспосабливаться под запросы национальных капиталистов, а заставили последних приспосабливаться под требования ЕС: в 1998 году министры экономики Латвии, Литвы и Эстонии подписали соглашение, по которому три страны обязуются согласовать законодательство с требованиями ЕС и разработать модель единого рынка электроэнергии Балтии. Годом позже был назван конкретный срок открытия общего конкурентного рынка — март 2001 года. А еще годом позже критическая дата была отложена до конца 2002 года. «Наша цель — не рынок Балтии. Это первый шаг, тренировка для открытия рынка. Второй шаг — это общий рынок с Северными странами, следующий — общий рынок вокруг Балтийского моря. Но окончательная цель — присоединение к единому европейскому рынку до 2018 года» — подытожил заместитель госсекретаря Министерства экономики Эстонии Арви Хамбург.
В Балтийских странах реформаторы твердо стоят на позициях потребителей и, защищая их интересы, сдерживают давление местных монополистов-производителей. Они убеждены, что страны только выиграют, если отечественные производители снизят себестоимость электроэнергии. Как считает директор Института энергетики Литвы и председатель совета Lietuvos Energija Юргис Вилемас, что все три балтийские страны имеют резервы для удешевления электроэнергии, на что их должна подтолкнуть конкуренция. В то же время к безграничной конкуренции ни в Литве, ни в Латвии, ни в Эстонии не готовы. Местные энергетики не отрицают, что главный риск свободного рынка — дешевое российское электричество, излишки которого РФ будет продавать по демпинговым ценам при первой же возможности. Впрочем, такая возможность, скорее всего у россиян не появится из- за предусмотрительного квотирования экспорта- импорта энергоресурсов в рамках единой энергосистемы с Россией и Белоруссией. АЗЫ СВОБОДНОГО РЫНКА
Свободный рынок электроэнергии задуман очень привлекательно: раздельное производство, передача и распределение электроэнергии, свободный доступ к сетям и четкие передаточные тарифы. Директор Балтийского диспетчерского центра DC Baltija Вилнис Креслиньш подчеркивает, что самое важное — отделить выработку энергии от ее передачи и распределения в бухучете. «Важны не отношения собственности, а правильные договорные отношения между покупателем и продавцом».
Создание оператора передаточной сети — радикальнейший шаг, который в ближайшие два года должны сделать балтийцы. Юргис Вилемас убежден, что балтийцы, чтобы не отставать от Северной Европы (на которую они ориентируются прежде всего) должны действовать очень решительно и «без переходного периода создать энергетический пул, где крупный потребитель покупает электричество у производителя, а передаточная система действует не как единственный покупатель, который скупает и продает (на этом этапе в украинской энергетике обычно исчезают заплаченные розничными покупателями деньги), а как железная дорога для перевозок грузов». Заметим, точно такой же шаг сейчас продумывает Россия и на этом же этапе споткнулась украинская энергетическая реформа.
Интересно, что безотносительно к общей схеме трансформации энергетической системы из вертикально-интегрированной в горизонтально-интегрированную систему, каждая страна по-своему решает вопросы собственности на энерго-активы. В Литве, к примеру, контроль за передаточными сетями останется в руках государства. В Эстонии предусматривается создание отдельного предприятия для передачи энергии, в котором у государства останется 51% акций. В Латвии, согласно закону «Об энергетике», высоковольтные ЛЭП останутся в государственной собственности. Под контролем латвийского государства останутся и ГЭС, но будет продано 49% ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, и отдельным решением правительства — распределительные сети. Примечательно, что по латвийскому закону о приватизации в стране не существует запрещенных к приватизации объектов, так что некоторые ограничения в энергетической приватизации — явление временное.
В Эстонии, в частности, будут переданы 49% акций Нарвских электростанций, переговоры об этом идут с американской компанией NRG Energy. Таллинские ТЭЦ останутся в составе Eesti Energia, а распределительные сети будут приватизированы полностью. Сейчас Эстония — единственная из стран Балтии, где приватизированы два распределительных предприятия, одно из которых купила американская, а второе — финская компания.
Реструктуризацию Lietuvos Energija должен к концу лета распланировать избранный правительством консорциум консультантов. До конца года, как ожидается, на приватизацию будут переданы распределительная сеть и две ТЭЦ, а Круонисская гидроаккумулирующая станция и Каунасская электростанция останутся в составе Lietuvos Energija. РЕФОРМЫ НЕСОВМЕСТИМЫ С ЖАЛОСТЬЮ
Главный источник конкуренции в условиях рынка — производитель. Однако соперничество между электростанциями в Балтии фактически отсутствует. Тем не менее потенциал для конкуренции есть. Об этом свидетельствуют большие излишки неиспользованных мощностей. Последнее обстоятельство, как нам представляется, нуждается в комментарии. Дело в том, что для Украины термин «излишки мощностей» — понятие запредельное. Излишки мощностей в условиях дефицита электроэнергии — для рыночной экономики нонсенс… А для социалистической — норма. Впрочем, как представляется, в этом переплетении здравого смысла с иррациональной советской действительностью — главная дилемма нынешней энергетической реформы в Украине. Как неоднократно подчеркивал в беседе с корреспондентом «Дня» главный приватизатор Латвии Янис Наглис, пока от энергоснабжения не будут «безжалостно» отключаться абсолютно все должники и пока электричество не будет стоить столько, сколько оно стоит на самом деле, ни приватизация, ни тем более эффективная работа отрасли будет невозможна. К этому г-н Наглис добавил, что оба названных условия зависят исключительно от решений политиков, а не экономистов.
С того самого дня, когда в Латвии было принято политическое решение о реформе энергетической системы, берет начало непрекращающийся политический спор о целесообразности приватизации чрезвычайно прибыльной и единственной энергетической компании Латвии. В последнее время спор стал настолько жестким, что несколько правых партий, более других озабоченных «распродажей национальной собственности», заявили о своей готовности организовать референдум. Выиграть референдум, как прогнозируют местные социологи, им было бы не сложно: 71% жителей поддерживают запрет на приватизацию Латвэнерго. Но похоже, тактическую победу все же выиграют не они, потому что реальный спор на самом деле ведут между собой потенциальные покупатели из скандинавских стран (уже приватизировавшие кое-что в Литве) и Америки (с которыми сотрудничают эстонские энергетики). Как отмечают наблюдатели, именно глобальной конкурентной борьбой объясняется сенсационное для жителей Эстонии и Латвии известие о возможном объединении энергокомпаний двух стран в одну.
Таким образом, главный вывод, который напрашивается после довольно поверхностного знакомства с принципами реформ в энергетике в Балтийских странах, оказался неожиданным. Продолжая мысль руководителя приватизационного ведомства Латвии, приходится констатировать, что стимулом к энергетическим реформам, как правило, служат события, не имеющие к энергетике прямого отношения. А именно, Балтийские страны приняли политическое решение о вступлении в ЕС, поэтому конкретные мероприятия в энергетике направлены исключительно на «соответствие стандартам ЕС». На второй план отодвинулись протесты неплатежеспособных предприятий (их банкротят почти автоматически), жалобы малоимущих (неспособных оплачивать коммунальные услуги безжалостно выселяют из квартир в приюты) и даже политические амбиции «отцов Независимости».
Что в этом контексте можно сказать об украинцах? Только то, что они труднее, чем балтийцы расстаются с советскими иллюзиями, и на этом неплохо зарабатывают их ловкие соотечественники, причастные к энергетическому бизнесу.
Редакция выражает благодарность Проекту СИНДИКАТ, Украинскому фонду «Вiдродження» и Институту открытого общества за помощь в подготовке материала.