Депутаты нижней палаты российского парламента — Государственной Думы — огромным — 325 «за» — большинством голосов утвердили новым премьер-министром страны предложенного президентом Владимиром Путиным Михаила Касьянова. Возможно, это было самое безинтриговое голосование за премьера за всю историю отношений российского президента и парламента. Сразу же после того, как Владимир Путин послал письмо председателю Государственной Думы Геннадию Селезневу с предложением утвердить Касьянова, большинство представителей депутатских фракций и объединений сообщили, что проголосуют за предложенную кандидатуру даже не с точки зрения ее адекватности должности председателя правительства, а ввиду необходимости поддержки недавно избранного президента страны.
Такие же настроения сохранялись и на праздничном для Михаила Касьянова пленарном заседании Государственной Думы. Участники обсуждения подчеркивали, что они не знают, какой будет программа нового правительства и каким будет его состав, но поддержат кандидатуру Михаила Касьянова, потому что она предложена президентом. Только представители фракции «Яблоко» сообщили, что проголосуют против предложенной кандидатуры, так как не считают экономическую политику правительства эффективной.
Новый председатель российского правительства фактически возглавлял его до января этого года, когда Владимир Путин стал исполнять обязанности президента. В кабинетах Сергея Степашина и Владимира Путина Касьянов был министром финансов. Его назначению на эту должность предшествовал громкий скандал: уже утвержденный первым вице- премьером Михаил Задорнов оставил правительство, потому что ему не позволили сочетать вице- премьерский портфель с портфелем министра финансов и назначили на эту должность Касьянова. Российская пресса тогда связывала это назначение с давлением группировки Бориса Березовского, Романа Абрамовича и руководителя президентской администрации Александра Волошина, человеком которых считался способный финансист. Теперь российские СМИ пытаются описать портрет Касьянова как «независимого эксперта» и «техничного премьера», хотя накануне его утверждения председателем правительства в газетах Западной Европы опять появились сообщения о тесных контактах Касьянова с Березовским, Абрамовичем и Волошиным, существовании якобы общих бизнес-проектов и оскорбительном кулуарном прозвище нового премьера «Миша-два процента».
Весьма лояльным к ближайшему окружению бывшего российского президента Бориса Ельцина можно считать и нового Генерального прокурора Владимира Устинова, утвержденного на этой должности верхней палатой российского парламента — Советом Федерации. Устинов был назначен исполняющим обязанности генерального прокурора, когда стало понятно, что наследник оппозиционно настроенного Юрия Скуратова Юрий Чайка не способен остановить некое неприятное для Кремля расследование, хоть и очень желает этого. Старательного Чайку назначили министром юстиции, а Устинов без особого напряжения навел нужный руководству страны порядок в Генеральной прокуратуре: она превратилась в одно из самых спокойных ведомств в государстве. Пресса называла Устинова «слишком послушным» и предлагала новому президенту выдвинуть человека, способного осуществить настоящий прорыв в борьбе с коррупцией — скажем, заместителя председателя ФСБ Виктора Черкесова из ближайшей к Путину группировки ленинградских чекистов. Но президент, видимо, решил, что лояльность, предусмотрительность и отсутствие амбиций важнее любых прорывов...