Время, начинаю о рейтинге рассказ. О могучем и влиятельнейшем г-не Рейтинге, от которого сегодня все зависит в жизни и СМИ, и особенно на телевидении. Это он — телевизоров начальник и каналов командир. Как он скажет, подсчитав количество телезрителей, такие программы и будут на ТВ. А какие передачи не досчитаются народных масс — такие Рейтинг и не допустит на экраны. Такой Рейтинг в законе, ибо он безжалостный этот закон и придумал.
Отнюдь не Гвадалквивир и не ночной зефир, а именно Он «струит эфир» в наши дни. Кто знает — тот видит: уже при жизни г-ну Рейтингу установлен постоянно действующий памятник. К его подножию все начальство, все продюсеры-менеджеры возлагают цветы и балансовые отчеты, молясь о выживании. Здесь же проходит безжалостный обряд жертвоприношения хороших, но нерейтинговых телеягнят.
Неподалеку — шумный и крикливый рекламный рынок. Торговля — в зависимости от количества и качества рекламных роликов, цены времени на каналах и рейтинговости передач. Каждый рекламодатель (и все, кто за ним стоит) желает быть прикреплен к массовым и смотрибельным программам. Малосмотрибельные здесь совсем не нужны. Закон!
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Несколько слов о социальном происхождении г-на Рейтинга. Достаточно пожилой отец — явно западного, вестернового рода. Радикал. Идеолог-экономист. Если раньше у нас был Карл Маркс, то теперь — Фридрих Рейтинг.
Мать г-на (тов.) Рейтинга — явно советских идеологических кровей. Презрение — к интеллекту, «сильно умным» и творчески «выпендривающимся». В то же время: «за народность и партийность в телеискусстве», служение народу. Если совсем недавно поклонялась рабочему классу, то теперь — «классу простейших». Стремится к глобальному единомыслию.
Из наследственных недостатков г-на Рейтинга. В раннем детстве кто-то на ухо наступил, ибо ничем иным нельзя объяснить его слабости к дикой и немузыкальной музыке под названием «шоу-б.». И полному «поп-стопу».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СТРОГО, НО НЕСПРАВЕДЛИВО
В результате проведения своей идеологической линии Рейтинг без всяких ЦК и идеологических отделов может запретить и уничтожить любую нерейтинговую передачу, которая не отвечает ни интересам народа, ни чаяниям работников телевидения.
Особенно Рейтинг не любит всяких мыслителей и творческих работников. К примеру, была прекращена программа «Монологи» (название осталось), где этот беспокойный и яркий эрудит В. Скуратовский с помощью настоящего режиссера С. Маслобойщикова заполоняли экран мыслями, наблюдениями и превосходной документальной формой. Нерейтингово!
Профессор М. Попович — желанный гость на ТВ как крупный кулинар и изготовитель вкусных отбивных, но у замечательного философа и яркого телечеловека нет своей рубрики в нашем телепространстве.
Отодвигаются на раннее утреннее или «спальное» время в сетке телеканалов и такие хорошие, профессиональные программы, как «Версии Ольги Герасимьюк» («1+1»), «Монологи» Анатолия Борсюка («1+1»), «Импреза» (СТБ), «Ночная драматургия» (СТБ), «Живой звук» (Новый канал) и т.д.
НАРОД И РЕЙТИНГ — ЕДИНЫ! И В ОТРИЦАНИИ, И В СИМПАТИЯХ
Однако население обязательно и прежде всего желает смотреть по телеку кино. И Рейтинг здесь — полный хозяин. Именно он приучил к процедуре (иногда по четыре-пять фильмов в день) дремотного созерцания на телеэкране любого кино. В любом санатории, больнице, турбазе (группы людей) и почти в каждом доме наиболее частый вопрос у «ящика»: «Кино какое-нибудь есть сегодня?..»
Приучил. Смотрят без разбора. На «телемолотилку» фильмов нужно много, их смотрят массы, время под фильмы идет лучшее, устраивающее рекламодателей. Всем хорошо, и полная гармония. И по желанию трудящихся, и выгодно. Простая вещь. И в кинопроизводстве, и особенно в телепрокате, неважных фильмов значительно больше, чем важных. Растворяясь, качество регулярно переходит в количество — почти без осадка. И постепенно самыми многочисленными становятся фильмы, где замечательные герои только и делают, что огнестрельно «бабахаются» и красочно «трахаются». Надоело, плюемся, но смотрим же.
Рейтинг не может жить без криминала и всяческой жути. Если обычно люди интересовались тем, как устроена жизнь, то сейчас удовлетворяется громадный интерес к подробностям смерти, искалечивания, желательно в лужах крови и грязи.
Однако наша мирная и обычно бедная жизнь, борьба за человеческое существование — абсолютно нерейтинговы. И поэтому — почти не показываются. Кстати, нерейтинговым оказался и украинский язык.
АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ДЕНЬГИ!
Как устарел былой клич «Алло, мы ищем таланты!». Теперь звонят продюсеру и жалобно просят: «Алло, мы очень ищем денег...» Можно понять. Творческие работники сейчас ничего не стоят, а само телепроизводство — это бешеные деньги. Чтобы хоть как-то светились экраны ТВ. И тогда драгоценнейший продюсер предлагает и внедряет такие передачи, такие программы, которые заимеют популярность у народных масс и соответственно — высокий рейтинг.
Но, с другой стороны, я стал замечать, что не очень видно на наших экранах этакого разумного, доброго, вечного. Действительно, много ли разума в передачах типа «Что? Где? Почем?», много ли доброго у В. Лапикуры с С. Доренко и вечного у вечной избирательно-референдно- пропагандистской ТВ-кампании?! Причем такие передачи очень выгодны. Экономны. Они вполне обходятся без творчества, искусства сценарного, режиссерского, операторского.
Стоп. Но ведь существуют передачи, которые популярны, рейтинговы и одновременно профессиональны, и даже талантливы. Вот, скажем, северный сосед создает и «Поле чудес», и «Старую квартиру», и «Два рояля», «Куклы», и аналитику Киселева, и «Гавань», и вечный Штирлиц торжествует... Но не у нас сделано. У нас еще не получается — чтобы с умом, талантом и... для всех.
Грехи не пускают. Какие? Год за годом, сезон за сезоном лавиной своей и заграничной «попсы», бульварщины занимаемся тягчайшим злодеянием — порчей вкуса у населения. Население уже с трудом различает, что такое хорошо и что такое плохо. Неужели народ не всегда прав?! У «звезд» рейтинговых чемпионов нет такого сомнения. Чуть покритикуешь их по легкомысленным моральным или профессиональным причинам, как тут же ответят: «Вам что-то не нравится? А вы знаете, какой у нас рейтинг?!». Безгрешны. И богаты. И не плачут.
Душа только невидимо плачет. Телезрителя. Несколько загрязненная г-ном Рейтингом. И разве производители экологически вредного продукта за это совсем не ответственны?
БЕЗ НЕГО НЕЛЬЗЯ, А С НИМ — НЕВАЖНО
И не буду я кричать: «Долой Рейтинга — врага народа!» Потому что народ его еще уважает. И хотя мы по ненормальности (и традициям) немного отличаемся от всего мира, Рейтинг ведь властвует везде. И нам без него нельзя, а с ним — неважно. Однако не будем пессимистами. Если в наших условиях теленищеты выросло поколение продюсеров, которые умеют находить деньги для рейтингового ТВ, то... Может быть, найдутся средства, умение и желание для создания популярных передач не только для зарабатывания денег, «поддержки штанов» и известности, а также для обращения к уму и сердцу телезрителя.
А там, глядишь, и теленарод-потребитель, которому, мне кажется, уже поднадоели как идеалы и увядающая Сердючка, и беспомощная «Роксолана», захочет чего-то новенького и весенне-освежающего.