Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Читая Библию

28 апреля, 2000 - 00:00

Библия, Святое Письмо — фундамент христианской веры, идеологии, морали, права, теологии, то есть всего того, что сформировало менталитет человека западной цивилизации.

Библия является одной из старейших книг мира; создание ее началось еще за тысячу лет до рождения Христа, а окончательное формирование закончилось в III веке. Оригинальные тексты Старого Завета написаны на древнееврейском и арамейском языках, а Нового Завета — главным образом на греческом. Еще во II веке до нашей эры сделан перевод Старого Завета на греческий язык (так называемая «Септуагинта» — перевод 72 иудейских мудрецов). А в IV в. св. Иероним перевел Библию на латынь («Вульгата»). В древние времена Библию «издавали» вручную — переписывали на пергаменте (коже). Долгое время было принято писать весь текст прописными буквами и без знаков препинания, даже без интервалов между словами. Только в ХIII веке тексты Библии были структурированы — разделены на главы, а позже — на стихи. Слово «Библия» («Bibel») происходит от греческого «Biblos» — названия старинного финикийского города, который во втором тысячелетии до Рождества Христова был главным рынком и складом папируса ойкумены.

Сегодня Библия переведена на 700 языков и диалектов мира; за 500 лет (со времени изобретения печатного станка) напечатан почти один миллиард экземпляров Святого Письма.

Не часто вспоминают о том, что Бибилия — это также бессмертный шедевр мировой литературы. Сколько в этой Книге Книг драматических сюжетов, выдающихся личностей — мужчин и женщин, картин старинного быта, выразительности, живописности! А сколько там жанров: поэзия, эпос, философские трактаты, историография, житейские притчи. Кое- кому может показаться это невозможным, но в Библии можно найти даже юмор. Вспомнить хотя бы рассказ о том, как странствующие колдуны принялись изгонять из одного человека злого духа (демона) и делали это во «Имя Господа Иисуса, которого (апостол) Павел проповедует». Хоть не имели ни малейшего права ссылаться на Иисуса и Павла, о чем знал даже тот демон, которого они изгоняли из человека. В ответ на нечестивые заклинания странствующих ворожеев демон закричал: «Я знаю Иисуса и знаю Павла, а вы кто такие?» И спокойно остался в человеке да еще и заставил того хорошенько поколотить обманщиков.

«Деяния Святых Апостолов» рассказывают, что после Смерти, Воскресения и Вознесения Иисуса апостол Павел пришел возвестить Слово Божие в Афины, в «город, полный идолов», то есть античной скульптуры. Там он проповедовал не только в синагоге, но и на улицах города, каждому встречному рассказывая о Сыне Божьем. Случилось апостолу побывать также на афинском пригорке Ареса, где собирались греческие философы-язычники. Афиняне, как говорит «Деяние», ничем другим не занимались с такой охотой, как слушанием и обсуждением чего-то нового. Услышав что- то о Евангелии, «...эпикуреи и стоики спорили с Павлом и говорили: «Можем ли знать, что это за наука новая, которую ты проповедуешь? Так как что-то странное ты вкладываешь в наши уши. Что бы это значило?»

Апостол Павел начал с того, что похвалил «мужей афинских» за набожность: «Осматривая здешние святые места, я нашел также жертвенник, на котором написано: «Неведомому Богу». Вот Того, Кого наугад вы почитаете, Того проповедую вам». И начал излагать основы христианского учения, а любознательные греки слушали его очень внимательно.

Когда же апостол дошел до воскресения Сына Божьего из мертвых, заинтересованность философов в миг исчезла. Одни стали насмехаться, а другие, более любезные и дипломатичные, сказали: «Об этом послушаем тебя в другой раз...» И разошлись. Так, согласно Новому Завету, античные философы без размышлений отбросили христианскую идею Воскресения, идею, которая имеет не только прямой — текстуальной — смысл, но и переносный. Эта переносная сущность Воскресения является вневременной и равной мерой, касается всех людей, как христиан, так и нехристиан. Потому что Воскресение — это символ бессмертия человеческого Духа, его постоянной кончины на позорном кресте и постоянного из мертвых вставания — в силе и славе. Ныне и присно и во веки веков.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ