Возможность передачи акций стратегических предприятий в
счет погашения украинского долга за энергоносители широко обсуждалась в
Украине перед визитом Владимира Путина. Как и предполагалось, этот вопрос
обсуждался непосредственно во время переговоров и. о. российского президента
с украинским руководством. При этом речь шла не только о реструктуризации
нефтегазовых долгов, но и о создании совместного предприятия на базе украинских
магистральных трубопроводов с участием «Газпрома» и компании «Shell», а
также о передаче акций некоторых украинских стратегических предприятий
в счет погашения долгов. Во время визита на прошлой неделе президента компании
«Итера» в Украину Игоря Макарова и его переговоров с Президентом Кучмой
также обсуждались основные направления реформирования газового рынка в
Украине, формы участия «Итеры» в этом процессе. По сообщению московского
Агенства нефтяной информации, Л. Кучма и И. Макаров отметили необходимость
скорейшей разработки и реализации ранее намеченных совместных инвестиционных
прокетов в газовой отрасли в Украине.
Сегодня «День» начинает обсуждение проблем прихода российского
(условно) капитала на украинский нефтегазовый рынок и последствий возможной
передачи акций некоторых украинских стратегических предприятий российской
стороне.
Геннадий УДОВЕНКО, бывший министр иностранных дел:
— Если передача в аренду какого-то стратегического объекта
не угрожает национальным интересам Украины, то почему бы не сделать это?
В связи с вопросом возможной передачи украинских предприятий России, я
хочу напомнить историю со стратегическими бомбардировщиками: когда Украина
стала независимым государством и возник вопрос о передаче их Российской
Федерации, то мы запросили за них очень высокую цену. А потом нам пришлось
упрашивать Россию, чтобы та забрала их за любую цену. Так это может быть
и с теми стратегическими объектами, о которых сейчас идет речь. Но при
этом мы должны руководствоваться прежде всего национальными интересами
и все должно происходить в соответствии с украинским законодательством.
Сейчас речь идет о принципиальной возможности передачи каких-либо украинских
объектов в собственность России, а когда будет говориться о каком- то конкретном
объекте, то каждый случай должен внимательно изучаться со всех сторон.
Владимир МАЛИНКОВИЧ, директор Украинского филиала Международного
института гуманитарно-политических исследований:
— Украина имеет огромные долги за полученные от России
энергоносители и, на мой взгляд, в ближайшие несколько лет она не сможет
расплатиться с ними. Поэтому постановка вопроса о передаче украинских предприятий
в собственность в качестве компенсации за долги — вполне правомерна. Привлечение
российского капитала на самом деле — в интересах украинской экономики.
Но, с другой стороны, на украинский рынок придет российский капитал «теневого»
происхождения, который не способен работать в рамках существующего правового
поля. И, кроме того, его проникновение не позволит Украине получить необходимые
технологии, которые могут прийти в страну только с Запада. В ближайшее
время это может явиться средством спасения для Украины на некоторый период,
потому что западные инвесторы не будут при существующих условиях массово
вкладывать деньги в украинскую экономику. Российский капитал, придя в Украину,
будет способствовать стабилизации экономической ситуации в стране и даст
возможность поддержать украинскую экономику «на плаву». Таким образом,
его приход на украинский рынок — это временная мера, поскольку спасение
украинских предприятий за счет российского капитала может быть лишь временным,
но она сегодня является вынужденной. И нужно будет использовать полученную
возможность экономической стабилизации для того, чтобы приступить к созданию
правового государства и гражданского общества, установлению таких экономических
и правовых условий, которые позволили бы западным инвесторам вкладывать
деньги в экономику страны. Я не думаю, что вслед за приходом российского
капитала Украине будут выдвигаться дополнительные политические требования.
Дело в том, что на украинский рынок придут деньги российских олигархов,
которые более автономны в своих действиях по сравнению с украинскими «коллегами».
Вместе с тем, по моему мнению, при Владимире Путине на Украину будет оказываться
большее давление, чем при Ельцине, поскольку Россия вправе требовать «благодарности»
за экономическую поддержку, которую она оказывает. К сожалению, приходится
признать, что украинское руководство не готово к жесткому прагматичному
диалогу с российской стороной и не может проводить самостоятельной политики
в украинско-российских отношениях, в том числе отстаивать интересы страны
в вопросе возможной приватизации украинских предприятий.
Иванна КЛИМПУШ, Украинский независимый центр политических
исследований:
— На сегодняшний день в нашей стране может произойти приватизация
предприятий за счет политических и экономических уступок со стороны Украины,
а не за счет создания благоприятного инвестиционного климата для капитала,
который может прийти как с Запада, так и из России. Нет предпосылок для
проведения открытых тендеров, аукционов по приватизации того или иного
предприятия. Я думаю, есть реальная опасность того, что процесс проникновения
российского капитала в Украину будет развиваться как снежный ком: сначала
политические уступки со стороны Украины, затем — подключение экономических
рычагов влияния, усиление российского политического давления и т.д.
Любая страна должна заботиться о своей экономической стабильности
и возможности обеспечения своих стратегических интересов либо за счет развития
собственной промышленности, либо за счет привлечения иностранного капитала.
На сегодняшний день ситуация выглядит так, что Украина защищает свои национальные
интересы и экономическую безопасность не только на основе развития своей
собственной промышленности, а и на балансировании между интересами Запада
и Востока. Это касается как политической, так и экономической сферы. И
если этот баланс будет нарушен, то можно предвидеть возникновение реальной
угрозы для национальных интересов Украины.
Вопрос о приходе российского капитала на украинский рынок
напрямую связан с нашим отношением к собственным стратегическим запасам
или ценностям, которыми располагает Украина, в том числе, к тем предприятиям,
которые на сегодняшний день являются конкурентоспособными и прибыльными.
Поэтому мы должны или сами инвестировать стратегически важные для Украины
предприятия, или предоставить эту возможность иностранному капиталу. Если
мы сейчас отдадим эти предприятия в иностранную собственность, то, скорее
всего, нам придется сделать это на невыгодных для Украины условиях — т.е.
отдавать их практически за бесценок. Есть еще один аспект проблемы, связанный
с продекларированным Украиной европейским выбором. Если российский капитал
будет вести себя в Украине в соответствии с европейскими «правилами игры»,
а не требовать для себя дополнительных льгот, искусственно воздаваемых
привилегий, то в этом случае не будет ощутимой разницы между западным и
российским капиталом. Но если действия российского капитала в Украине будут
обеспечиваться не на основе рыночных и экономических рычагов, а на основе
политических уступок украинской стороны в пользу России, то, естественно,
между западным и российским капиталом будет огромная разница. А если льготные
условия будут искусственно созданы только для российского капитала, то
логически возникает вопрос об обеспечении экономической выгоды Украины
и соблюдения ее национальных интересов.