Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Победит ли Европа Америку на ринге?

31 марта, 2000 - 00:00

Парадоксально, но факт: признав Мохаммеда Али (он оставил позади короля футбола Пеле, кудесника хоккея Гретцки и его «воздушество» баскетболиста Джордана) лучшим спортсменом уходящего столетия, некоторые влиятельные спортивные издания одновременно были вынуждены с тихой грустью отметить, что случилось это в тот момент, когда самая мощная держава профессионального бокса не подарила публике нового кумира в этой престижной тяжелой весовой категории. Увы, таких как Али, двадцать первого чемпиона мира, про которого говорили, что он порхает как бабочка, а жалит как оса, сегодня не сыщешь. Так считают сами американцы. Что говорить, нынешний сезон принес заокеанским почитателям боев одни разочарования и они, скорее с болью, чем с восторгом восприняли победные выступления на ринге дочки Мохаммеда — Лейлы Али. Былого не воротишь.

— Да, Америка переживает настоящую трагедию — она впервые осталась без чемпиона мира в тяжелом весе по всем четырем версиям, которые существуют, и потерпела фиаско в моральном плане. Буквально недавно, со второй попытки, англичанин Леннокс Льюис победил ее любимца Эвандера Холифилда и завоевал титул абсолютного чемпиона, что дало повод говорить, мол, янки постепенно утрачивают имидж законодателей моды в мире профессионального бокса. И об этом уже поговаривают даже в тесных кругах всемогущих спортивных боссов.

Но, как говорится, шила в мешке не утаишь. И этим не преминула воспользоваться старушка Европа, впервые за последние 39 лет послав американских тяжеловесов в глубокий нокаут, отобрав все существующие титулы. Вот так плачевно закончилась для казалось бы незыблемой империи профессионального бокса семилетняя война, которую с ней вел британец Леннокс Льюис. А после победитель сказал: «Мне осточертели заокеанские закулисные интриги (ведь и в первой встрече с Эвандером я имел неоспоримое преимущество!), которые в профессиональном боксе стали чуть ли не основными правилами игры. Мне осточертела и заокеанская неврастеническая публика, которая привыкла унижать спортсменов из других стран. Этому пришел конец. Я теперь буду «заказывать музыку». Чтобы померяться со мной силами, будьте любезны, пожалуйте ко мне домой, в Англию».

Еще год назад такой неслыханно дерзкий демарш британца стоил бы ему отлучения от ринга, а вот сегодня это оскорбление США вынуждены были молча проглотить. Крыть-то нечем! Ни одного чемпиона на троне самой престижной категории. Более того, нет даже мало- мальски достойного претендента, способного в ближайшее время поставить европейцев на место. Тут Льюиса можно понять, чтобы победить один раз, ему пришлось выиграть у Холифилда дважды. А вот понять Америку сложновато — куда делись ее темнокожие «звезды», загоравшиеся чуть ли не по несколько раз в год?

Нет, боксеров за океаном по-прежнему хватает, недостает только супербоксеров. Низвергнутому абсолютному чемпиону Эвандеру Холифилду в октябре исполнилось 37 лет, и его звездное время уже позади. Другой американец, 26-летний Майкл Грант, на которого возлагают большие надежды (он идет третьим по версии WBC и WBO, седьмым — WBA), по признаниям специалистов, больше представляет собой фигуру разрекламированную, чем таящую в себе настоящую опасность. Взять хотя бы его встречу с поляком Анджеем Голотой, где он дважды побывал в нокдауне и победил лишь благодаря непонятному (или, как утверждают многие, «понятному») отказу соперника продолжать бой.

Конечно, кто-то вправе спросить, а как же Майк Тайсон, занимающий, несмотря на все свои неурядицы, второе место в рейтинге версий WBO. Откровенно говоря, сегодня это загадка, которую разгадать никто не может. Действительно, авторитет «железного» Майка еще довольно высок, ведь все помнят, как он быстро и безжалостно расправлялся с соперниками. Но в последние годы он занимается чем угодно, только не боксом. Сидел в тюрьме, стал мусульманином, отбывал дисквалификацию, а в перерывах между всем этим жестоко лупил заведомо слабых боксеров. Так что, какой сегодня Майк Тайсон, не знает наверное и он сам.

Но все промоутеры, тем не менее, понимают, что экстравагантный тяжеловес остается самой «золотоносной жилой». Масло в огонь подливают и высказывания его первой жены, что ее муж — депрессивный маньяк, и трудно предположить, что он действовал сознательно, когда вгрызался зубами в ухо Холифилда, пытался сломать руку Боте или послал в нокдаун Норриса после окончания раунда. Примечательно и заявление Майка сразу же после последней выходки: «Если Норрис и получил повреждение, то только когда посадил свою задницу на стул, — бушевал Тайсон. — Неужели вы не понимаете, что этот засранец просто наложил в штаны, когда я нагнал на него страху».

Между тем «золотой жиле» самой позарез нужны деньги. Заработанные американцем за свою спортивную карьеру около 200 миллионов долларов он успел спустить, тратя баснословные гонорары направо и налево. Сегодня «пожирателя ушей» теребят многочисленные кредиторы, во главе с налоговым ведомством США, которому он недоплатил 13 миллионов. Все же долги, по свидетельству посвященных в его проблемы людей, перевалили за 20 миллионов и каждый день нарастают проценты по $ 50 тысяч.

С Льюисом во главе Анджей Голота, хорват Желько Маврович, англичане Генри Акинванде и Харби Хайд вбили крепкий европейский клин в заокеанскую гегемонию. Их позиции укрепились с появлением еще двух отличных бойцов — братьев Виталия и Владимира Кличко. Украинские тяжеловесы не спеша, но очень уверенно, поднимаются к вершине боксерского Олимпа. Старший, Виталий, стал чемпионом мира по версии WBO. Младший, Владимир, надел пояс лучшего в Европе, и теперь его ждет встреча с Ленноксом Льюисом. Оба солидно выросли в рейтинге и открыли для себя Америку, а та в свою очередь открыла для себя их. Братья Кличко оказались не Голотой с Мавровичем, которые хоть и нажили определенный авторитет, но никогда и в мыслях себе не допускали замахиваться на чемпионские титулы. Киевляне же оказались максималистами и к тому же яростными приверженцами европейского стиля «кулачных боев». Они не раз во всеуслышание заявляли, что американские правила игры им не по вкусу, поэтому и выбрали себе в промоутеры не мафиозного Дона Кинга, а спокойного и корректного немца Клауса-Питера Коля. Конечно же, у последнего гораздо меньше денег и влияния, но честность всегда имеет свои преимущества.

Профессиональный бокс по самые уши погряз в коррупции — недавно к такому выводу пришли официальные органы США и чтобы разобраться в этом вопросе создали специальную комиссию из конгрессменов. В частности, чтобы изрядно «потрясти» дона Кинга и Ко. Чем все это закончится, мы вскоре узнаем, но ясно только одно: нужно было изрядно потрудиться, чтобы персоной какого-то промоутера заинтересовались на таком уровне. Не будем забывать, что уже давно «точит зубы» на своего бывшего менеджера и неукротимый Майк Тайсон, которого Кинг обокрал на пару десятков миллионов долларов. А он, как известно, не из тех, кто умеет прощать обиды.

Возвращаясь к братьям Кличко, скажем, что пришла их очередь доказать свою силу. Вспомним, в прошлом году Виталий Кличко сказал: «В мире профессионального бокса есть четыре главных титула, и мы с Володей собираемся поделить их между собой — по два на брата». И сегодня эти слова уже не кажутся просто громкими обещаниями. Абсолютно ясно, что пренебрегать силой украинского дуэта, по крайней мере, неразумно. Как известно, достигнута договоренность между промоутерами Клаусом-Питером Колем и Шелли Финкелем о встрече в августе следующего года Виталия Кличко с Майком Тайсоном, который горит желанием вернуть США хоть один чемпионский пояс. И он, возможно, имеет к этому веские основания, ведь специалисты за скандалом в бою с Норрисом разглядели, в какой физической форме пребывает американец после девятимесячного перерыва. А он выглядит вполне прилично — диктовал свои условия сопернику весь первый раунд, и хотя пропустил от «чайника Норриса» несколько ощутимых ударов, наверняка завершил бы поединок досрочно в свою пользу, если бы не очередная глупая выходка после гонга...

А пока Америка лихорадочно ищет новых звезд и теряет титулы, Европа наступает, хотя еще и не претендует на роль «пупа» профессионального бокса. Да и не сравниться ей пока с традициями и деньгами заокеанской фабрики по производству супертяжелых бойцов. Добавим — пока. Но никто уже не оспаривает тот факт, что противостояние Европа — Америка вступило в новую фазу.

Александр ГОНЧАРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ