Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто будет стоять у гроба Компартии?

15 февраля, 2000 - 00:00


Дмитрий СКРЯБИН, «День»


Лидер фракции Компартии Украины Петр Симоненко отрицает возможность перехода депутатов-коммунистов в ряды правоцентристов. По его мнению, «вопрос заключается в том, что постоянно пытаются поставить под сомнение нашу принципиальность, убеждения, говоря, что мы вросли в эту систему власти и приспособились к ней, чтобы таким образом посеять сомнения у наших избирателей».

Однако сегодня, когда досрочные выборы в ВР выглядят вполне реально, противники коммунистов «попытались поставить под сомнение» сам факт деятельности КПУ. Соответствующий законопроект о запрете деятельности Коммунистической партии Украины, под которым стоят подписи 16 депутатов, в частности, Юрия Костенко, Геннадия Удовенко, Ярослава Кендзьора, нельзя отнести к разряду сверхнеожиданных. Предложения устроить суд, аналогичный Нюренбергскому процессу, над самой идеологией коммунизма, воплощенной на практике КПСС, звучали давно. Но эти предложения так и не были реализованы. Что дало коммунистам основание трактовать возможное главное обвинение — геноцид против собственного народа — как «отдельные перегибы» на пути к светлому будущему. В 1991-м году ограничились формальным запретом Компартии за участие в путче ГКЧП, что отнюдь не помешало возрождению продолжателей ленинских традиций практически во всех республиках бывшего СССР. Очевидно, процесс не состоялся во многом и потому, что нынешняя власть в своем большинстве состоит из бывшей же партийной номенклатуры. Кроме того, коммунисты на переходном этапе выполняли важную историческую миссию. Во-первых, Запад охотно давал деньги под борьбу с угрозой коммунистического реванша. Во-вторых, на президентских выборах коммунисты исправно играли отведенную им роль пугала для избирателей, позволяя спокойно реализовывать сценарий «президент-демократ против генсека», не особенно напрягаясь над реальным реформированием страны. Так или иначе наиболее благоприятный момент для процесса был упущен, и сегодня лидер Компартии Украины Петр Симоненко имеет все основания заявить, что инициаторы запрета Компартии «попирают волю граждан», избравших депутатов-коммунистов в Верховную Раду. Ибо с юридической точки зрения КПУ ничем не отличается от «правильных» партий. По мнению Симоненко, этот законопроект связан также с планами не допустить участия КПУ в досрочных выборах.

Последнее может действительно объяснить, почему именно сейчас был инициирован законопроект о запрете Компартии. По оценкам политологов, в случае досрочных выборов левые могут получить до 40% мест в будущем парламенте. Стало быть, с коммунистами надо либо договариваться (перед глазами пример соседей — россиян), либо проводить реформы, которые реально улучшат положение в экономике. Договориться, судя по безрезультатным консультациям большинства и меньшинства, не удалось. Время на проведение реформ упущено. Возможно, что большинство, воодушевленное своей победой в парламенте, решило покончить с КПУ таким же лихим кавалерийским наскоком, при помощи которого был отвоеван президиум ВР.

Однако, думаю, все-таки был прав лидер КПУ, когда сказал об инициаторах законопроекта: «Никто из них не будет стоять у гроба Компартии». Ведь детям, родившимся в независимой Украине, только 8 лет.

P.S. Подтверждаются сведения о том, что продолжается процесс создания радикальной левой партии, об этом сообщил парламентский корреспондент «Дня» Андрей Миселюк. В частности, Виктор Понедилко (КПУ) сказал, что уже известен глава этой партии. Он не назвал фамилии, уточнив, правда, что этот человек не из их фракции. Депутат связал процесс создания этой партии с законопроектом о запрете КПУ. По его убеждению, это сделано для того, чтобы часть депутатов покинула Компартию и вступила в создаваемую организацию. На этом фоне весьма симптоматичным выглядит выход из фракции КПУ первого депутата Андрея Звонаржа. Напомним, что 21 января А.Звонарж на собрании большинства в Украинском доме попросил снять с него депутатские полномочия в связи с несогласием с платформой фракции КПУ. Депутату было предложено просто выйти из фракции.

ВОПРОС «Дня» К ЧИТАТЕЛЯМ: Вы за запрет Компартии? Да? Нет? Почему?

КОММЕНТАРИЙ

Виктор ПОНЕДИЛКО, КПУ:

— Политическая ситуация сейчас резко изменилась. И те, кто играет этими запрещениями, просто оторваны от жизни. Можно запретить организацию, но ее структуры останутся. И уже через несколько дней она возобновит свою деятельность. Конечно, под другим названием. Я бы обратил ваше внимание на погоны тех, кто инициирует законопроект о запрещении Компартии. И меня настораживает именно тот факт, что эта инициатива исходит от наших спецслужб. На мой взгляд, понятно, что все это делается с целью отвлечь внимание от тех проблем, которые реально стоят перед страной.

Леонид КРАВЧУК, СДПУ(о):

— Проблема запрещения КПУ возникла не потому, что Коммунистическая партия Украины не является хорошей, а плохой, а потому, что КПУ не является украинской партией. Если мы вернемся в прошлое, то в 1991 году идея запрещения Компартии Украины возникла не только потому, что она поддержала ГКЧП, а потому, что она была неотъемлемой частью КПСС. Коммунисты есть и в других странах, но они никогда не ставят вопросы об отмене независимости своего государства или объединения с другими странами. Суть проблемы заключается в том, что КПУ не опирается на украинскую почву. Почему именно сейчас возник это вопрос? Я считаю, что наступило время, когда «количество перешло в качество». Я связываю процесс запрещения КПУ с президентскими выборами, когда народ Украины четко доказал, что он уже не хочет возвращаться в советское прошлое. Последние события в парламенте просто ускорили процесс аккредитации.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ