Имея большой потенциал: образованное население, относительно богатые природные ресурсы, сохраненные традиции тяжелого труда в промышленности и сельском хозяйстве, выгодное географическое положение, дающее возможность иметь прибыль от международной торговли, Украина оказалась в тяжелой депрессии. Спад внутреннего валового продукта (ВВП) превысил 60 процентов и по глубине и длительности выделяется даже среди стран бывшего Советского Союза, что очень негативно сказалось на жизненном уровне людей. Население вынуждено жить на доходы, более чем в два раза меньшие тех, которые оно имело несколько лет назад. Гиперинфляция 1992—1993 г.г. полностью обесценила сбережения людей в банковской системе. Плачевный опыт работы правительств свидетельствует о том, что попытки решить экономические проблемы в отрыве от широкомасштабной стратегии заключают в себе слишком большую опасность.
Первые годы независимости характеризовались огромным дефицитом бюджета. Правительства пытались поддержать все, в том числе и убыточные, предприятия и отрасли промышленности. Дефицит бюджета по большей части финансировали за счет ссуд Национального банка, что привело к гиперинфляции и экономической нестабильности и негативному влиянию на инвесторов.
Осознав цену инфляции, правительство конца 1994 года начало отказываться от финансирования дефицита бюджета за счет эмиссии Национального банка и покрывать его дефицит за счет ссуд. Одновременно была сделана попытка сократить дефицит бюджета, который уже в 1996 году несколько превысил 4 процента ВВП. Номинальный обменный курс национальной валюты, упавший в 1992— 1994 годах более чем в 400 раз под конец 1995 года стал более-менее стабильным. Инфляция с гиперинфляционных уровней сократилась в 1997 году к незначительным 10 процентам.
Занимаясь стабилизацией экономики, правительства не смогли определить, оценить и решить базовые проблемы, повлекшие за собой дестабилизацию экономики Украины. Способность производить товары и услуги ощутимо уменьшилась. Слабость экономики стала следствием сокращения производственной состоятельности. Одновременное сокращение ВВП и рост цен подтвердили, что промышленность не в состоянии производить товары и услуги, которые бы покупались в стране и за границей.
Повышение цен на энергоносители привело к росту себестоимости продукции предприятий, которым свойственна чрезвычайно высокая энергоемкость. Переход на мировые цены значительно ухудшил условия торговли с основным поставщиком сырья — Россией. Главным оказалось то, что в Украине не сложилась система распределения ресурсов. Неопределенность проявилась в постоянном росте косвенных субсидий предприятиям (налоговые льготы, задолженности и др.) и в возможности работать в теневой экономике. Относительная финансовая стабильность не повлекла за собой экономического роста. Эти проблемы негативно влияли на увеличение бюджетных расходов и сокращение базы налогообложения. Дефицит бюджета в 1997 году вырос до 7 процентов, в течение 1998 года спад ВВП сопровождался ростом темпов инфляции. Сочетание жесткой монетарной политики и все большего дефицита бюджета привело к появлению классической долговой спирали. При инфляции на уровне 10 процентов реальные процентные ставки в начале 1999 года превышали 60 процентов.
Развитие экономики Украины за девять лет можно охарактеризовать, как сочетание стратегии сохранения статус-кво и стратегии протекционизма, обеспечивающих только медленный и незначительный переход к рыночной экономике. Правительства пытались поддерживать структуры собственности и контроля, имеющиеся в наличии, сохранить социальные блага прошлых времен, остановить спад производства и сокращение занятости. Это, в известной степени, уменьшало социальное напряжение и политическое давление. Применение стратегии в выборочной защите внутреннего производства от конкуренции стимулировало инвестиции, в том числе и иностранные, а применение тарифов и пошлин на импортные товары обеспечивало определенные поступления в бюджет.
Вместе с тем эти две стратегии в деятельности правительств привели к ухудшению долгосрочных перспектив экономического роста, что было обусловлено поддержкой неэффективного производства, а также финансированием значительных государственных расходов. Это повлекло за собой высокие процентные ставки, нехватку оборотных и инвестиционных средств, нестабильность банковской системы, проблемы с внешними платежами, убытки предприятий, рост задолженностей по заработной плате и социальным выплатам, рост уровня безработицы. Предприятия, использовавшие защитные барьеры, стали экономически неэффективными из-за отсутствия конкурентной борьбы. Неэффективность производства, в свою очередь, подрывала основы экономического роста.
В условиях отсутствия политики, направленной на уменьшение роли государства в экономике, на устранение структурных искривлений, перемещение предприятий с теневой экономики в легальную, увеличение производственной состоятельности и сферы услуг, уменьшение расходов ради сокращения дефицита бюджета, — невозможно достичь желаемого результата.
Нынешнее правительство Украины должно воспользоваться случаем и в полной мере использовать стратегию конкурентоспособности, при которой роль государства должна измениться: от владельца, контролирующего производство, до гаранта стабильной среды для предпринимательской деятельности. Государство должно выступать в качестве защитника населения, а не производства. Применяя стратегию конкурентоспособности, правительство должно создать среду, содействующую конкуренции и предоставляющую возможность добиться успеха при равных условиях. Ресурсы необходимо направить на производство тех товаров и услуг, по которым Украина будет выгодно отличаться от конкурентов. В таких обстоятельствах повышается покупательная способность украинского потребителя и возникают условия для успешной конкуренции украинских предприятий на экспортных рынках. Рост конкурентоспособности должен стать одной из приоритетных задач промышленной политики Украины.
Внедрение этой стратегии сильнее всего ударит по занятым на предприятиях, не могущим эффективно работать в конкурентной среде. Такие работники и их семьи должны быть защищены эффективной системой социальной защиты, что будет значительно экономичнее, чем поддерживать убыточные предприятия, особенно в том случае, если производство уничтожает стоимость, а не создает ее. Стратегия конкурентоспособности будет содействовать очистке и оздоровлению банковской системы, которая сможет подключиться к процессу поддержки экономического роста производств и благосостояния населения. Конкуренция должна способствовать эффективному использованию украинских ресурсов — это и будет определять будущий уровень жизни.
Новое правительство должно осознать, что за воплощение этой стратегии придется в течение краткого времени платить определенную цену. Определив эту цену, правительство должно разработать план минимизации ее влияния на экономику Украины.
Для решения взаимозависимых экономических и социальных проблем правительство должно переориентироваться — перейти от краткосрочных перспектив к модели, предусматривающей более стратегическую роль правительства.
КСТАТИ
Уровень инфляции в Украине за 1999 год составил 19,2 процента и превышает запланированный в государственном бюджете. Цены на продовольственные товары выросли на 26,2 процента, на непродовольственные на 11,9 процента.